На очередном заседании Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности (КГГУМП) Президиума НПП РК, прошедшем под председательством руководителя Комитета Николая Радостовца, обсуждались вопросы в контексте работы над новым Налоговым кодексом РК, внедрение наилучших доступных техник при получении комплексных экологических разрешений предприятиями ГМК, повышение ценовых пределов на тарифы МЖС. КГГУМП принял план работы на 2025 год. В заседании приняла участие заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Гульнара Бижанова.
В настоящее время в Мажилисе Парламента РК рассматривается проект нового Налогового кодекса РК. В рамках обсуждения документа состоялось 20 заседаний профильной Рабочей группы, в состав которой входят представители НПП РК «Атамекен» и АГМП. Планируется, что рассмотрение проекта кодекса в Мажилисе завершится до конца марта текущего года, и до 1 июля ожидается подписание проекта Налогового кодекса.
В ходе обсуждения правительственной редакции проекта Налогового кодекса председатель Комитета заострил внимание на ряде мер, направленных на стимулирование инвестиций в ГМК. Во-первых, это снижение ставок НДПИ в 10 раз в отношении полезных компонентов, извлекаемых из состава техногенных минеральных образований. Во-вторых, возможность полного отнесения на вычеты затрат на проведение геологоразведочных работ. Следующий шаг — стимулирование разработки действующих низкосодержащих и капиталоёмких месторождений с внутренней нормой рентабельности не выше 15% путём предоставления для них возможности освобождения от уплаты НДПИ на срок до 5 лет. Еще одна мера — полноценная имплементация в Налоговом кодексе предусмотренного в Кодексе о недрах механизма заключения Соглашений о переработке, в рамках которого проекты, направленные на переработку сырья, могли бы претендовать на определенные льготы, по аналогии с приоритетными инвестпроектами, предусмотренными в Предпринимательском кодексе РК.
По словам Н.В.Радостовца, нормы по отнесению на вычеты затрат на проведение геологоразведочных работ и стимулированию разработки низкосодержащих месторождений, уже действуют в нефтяном секторе. Но производство металлов – более фондоемкий и трудоемкий процесс, чем добыча нефти. И для ГМК принятие этих положений критично важно. Поэтому Комитетом решено продолжить отстаивать эти нормы в дальнейшей работе.
На заседании директор Департамента экологии АГМП Гулназ Бисенова сообщила, что в соответствии с Экологическим кодексом РК с 1 января 2025 года предприятия, вошедшие в перечень 50 объектов I категории, наиболее крупных по суммарным выбросам загрязняющих веществ в окружающую среду, обязаны получить комплексные экологические разрешения (КЭР). При этом предусматривается внедрение наилучших доступных техник (НДТ) в соответствии со Справочниками, утвержденными Правительством РК.
Однако для некоторых градообразующих предприятий ГМК такой переход в установленные кодексом сроки не представляется возможным. Как известно, переход на НДТ в странах ОЭСР занял 15-30 лет. Опыт, имплементированный в Экокодеке, предусматривает 10-летний период без возможности пролонгации и учета нашей действительности.
С другой стороны, внедрение НДТ потребует значительных финансовых вложений – «длинных инвестиций», которые могут стать тяжелым бременем для предприятий. Капитальных финансовых затрат потребует и проведение строительно-монтажных и других работ для внедрения НДТ.
— Считаем, что эти проблемы при переходе на КЭР для отдельных градообразующих предприятий могут иметь ощутимые негативные экономические и социальные последствия, — подчеркнула спикер. — Деятельность градообразующих предприятий окажется нерентабельной ввиду нестабильности мировых цен на продукцию ГМК. Есть риски остановки таких предприятий ГМК, что приведет к безработице, потере рабочих мест и повлечет за собой социальное напряжение в регионах деятельности.
По итогам обсуждения предложено проработать вопрос о введении отлагательной нормы по применению повышенных ставок платы за эмиссии в окружающую среду в отношении крупных градообразующих предприятий, не получивших КЭР с 1 января текущего года, совместно с НПП РК «Атамекен», KAZENERGY и другими ассоциациями.
Еще один блок отраслевых вопросов касается повышения ценовых пределов на тарифы МЖС. Как рассказала директор департамента по естественным монополиям и развитию конкуренции АГМП Эльмира Войнова, 9 января 2025 года в Комитете железнодорожного и водного транспорта Министерства транспорта РК состоялось совещание по вопросам применения ценовых пределов на экспортные перевозки и предоставления скидок на некоторые виды грузов, на котором было озвучено, что с 1 февраля 2025 года АО «НК «КТЖ» намерено применить максимальные ценовые пределы к тарифу МЖС для экспортных перевозок грузов в размере до 3,0.
Директор департамента отметила, что Казахстан отличается повышенной зависимостью от железнодорожных перевозок по сравнению с другими странами-экспортерами массовых грузов — доля грузооборота, приходящаяся на железнодорожный транспорт, составляет 65%. Фактически в РК железнодорожный транспорт является безальтернативным методом транспортировки массовых грузов. Обширная территория Казахстана и отсутствие выхода к морю делают железнодорожные перевозки ключевым фактором развития экономики страны.
При применении максимальных ценовых пределов к тарифу МЖС для экспортных перевозок грузов в размере 3,0, регулируемый тариф на экспортные перевозки увеличится более чем в 2 раза.
Уже на сегодня объемы экспорта казахстанской продукции, перевозимой железнодорожным транспортом, имеют отрицательную динамику. Так, по итогам 2024 года наблюдается снижение объемов перевозок в экспортном сообщении на 3% по сравнению с 2023 годом или на 2,5 млн. тонн. Существенно снизился экспорт угля (-7%), железной (-10%) и цветной (-5%) руды.
— При текущей геополитической ситуации такое повышение тарифов станет критичным, приведет к потере экспортных рынков, существенному снижению объемов и остановке производства товарной продукции градообразующих предприятий, — уточнила она.
По словам Э. Войновой, в рамках совещания в Комитете железнодорожного и водного транспорта было проинформировано также о разработке методологии выработки решений по снижению максимальных ценовых пределов к тарифам МЖС «в целях сокращения рисков потери экспортных рынков». Данная методология разрабатывается консультантами компаний PWC и IEC International. Финансирование осуществляет АО «НК «КТЖ», что ставит под сомнение независимость подхода.
Согласно данной методологии основой для принятия решений о неприменении максимальных ценовых пределов к тарифам МЖС является финансовое состояние предприятий – экспортеров и динамика объемов реализации продукции. При этом, ведущую роль в рассмотрении вопросов состояния отраслей экономики отводится Министерству транспорта, что выходит за рамки его компетенции и создает конфликт интересов.
Спикер предложила с целью соблюдения баланса интересов экспортеров и АО «НК «КТЖ» разработать и утвердить прозрачную методологию применения ценовых пределов на железнодорожные перевозки на паритетных началах с НПП «Атамекен», предусматривающую проведение оценки влияния ценовых пределов отраслевыми министерствами, как это предусмотрено законодательством.
Она также внесла предложение – для недопустимости дальнейшего падения объемов экспорта продукции НПП «Атамекен» совместно с бизнес-сообществом в 2025 году применить для грузов и направлений перевозки казахстанского экспорта максимальный ценовой предел к тарифам на услуги МЖС в размере действующего коэффициента 1,0. Такой подход соответствует законодательству РК и не противоречит Договору о ЕАЭС, так как применение не обуславливается страновой принадлежностью потребителя. По этому вопросу решено продолжить обсуждение на заседаниях Рабочей группы по тарифам.
На заседании члены КГГУМП утвердили план работы Комитета на 2025 год.
Пресс-служба АГМП