За последние полтора года объемы экспорта казахстанского угля российским ТЭЦ, так как часть из них перешла на газ и кузбасский уголь. По данным аналитиков Республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), в 2012 году объем поставок составлял 26 246 978 тонн, в 2013 – 25 349 074 тонны, в 2014 году – 22 532 832 тонны. За январь-май 2015 года было поставлено 9 316 811,5 тонн. По итогам года ожидается снижение к уровню 2014 года из-за нового витка падения рубля.
В этой связи у угледобывающих предприятий возникает потребность в поиске новых рынков. Для этого формирование ЕАЭС дало новые преимущества. Железнодорожные тарифы по направлениям в порты на территории России сейчас снизились для казахстанских экспортеров. Возникает несколько предложений, которые могли бы помочь сгладить снижение спроса со стороны российских клиентов и открыть новые рынки через дешевеющее логистическое плечо. Такая перспектива включает в себя возможность возить через российские порты на Черном, Балтийском морях, а также Дальнем Востоке уголь и металлы в новых направлениях, считают в АГМП.
При этом понятно, что на больших расстояниях транспортная составляющая занимает значительную долю в структуре цены и себестоимости у всех горнодобывающих предприятий. Так или иначе эти товары сами по себе не такие дорогие, но их транспортировка существенно влияет на конкурентоспособность и увеличивает их ценовую цепочку в два-три раза. По мнению специалистов АГМП, любое послабление по тарифам сразу же может дать положительный эффект и позволит увеличить объемы экспорта угля, меди, ферросплавов на ранее неизведанных рынках.
«По территории России у нас уже есть льготные условия благодаря формированию ЕЭП, но по территории Казахстана у нас, к сожалению, таких условий нет. Тарифное руководство АО НК «КТЖ» датируется 1989 годом и все расчеты по нему проводились, исходя из общих сетевых условий на территории Советского Союза, а не Казахстана. Россия, к примеру, уже неоднократно вносила в свой прейскурант, оставшийся от СССР, изменения, когда актуализировала его с учетом складывающихся экономических условий и необходимости поддержки действующих предприятий», — поясняет исполнительный директор АГМП Николай Радостовец.
«Но Казахстан в этом направлении не работал и как раз сейчас, в целом, есть возможность об этом задуматься. Так можно будет создать «зеленые коридоры» для продукции горно-металлургического сектора по железной дороге. Мы под «зелеными коридорами» понимаем определенные транспортные маршруты с конечным выходом на потребителя напрямую от производителя по которым у предприятий горнодобывающего сектора будут более льготные условия по сравнению с нынешними», — считает руководитель Ассоциации.
В России предусмотрены льготные скидки с учетом расстояния для экспортеров. Зачастую складывается ситуация, когда стоимость перевозки на несколько тысяч километров по территории России бывает сопоставима с прохождением груза по железной дороге Казахстана в несколько сот километров.
Буквально на днях рабочая группа по развитию горнометаллургического сектора предложила адаптировать сетку дифференциации базовых ставок тарифов к актуальным условиям перевозки грузов железнодорожном транспортом и предусмотреть в тарифном руководстве АО НК «КТЖ» механизмы, стимулирующие перевозки экспортно-ориентированных грузов.
«То, что сейчас КТЖ собирается организовать свои терминалы в Клайпеде, Бомбее, Бандер-Аббасе и развивает транзитный потенциал является хорошим сигналом, что в монополии думают о расширении рынков товаров страны», — убежден Николай Радостовец.
www.agmp.kz