Автотехника СПМТ
Аббревиатура СПМТ расшифровывается как «самоприводные модульные транспортеры». Эту транспортную технологию разработали машиностроители Германии в 70-х годах прошлого века. Первым запатентовал перспективную технологию машиностроительный завод ScheuerleFahrzeugfabrik (произносится «Шоерле») и в 1984 году выпустил первую подобную систему для заказчика – голландской компании Mammoet, ставшей впоследствии крупнейшей мировой группой, специализирующейся на предоставлении услуг по перевозке тяжелых и крупногабаритных грузов.
В течение 1990-х и 2000-х годов технологии СПМТ завоевали доверие клиентов по всему миру и были поставлены в большинство стран и регионов мира, в том числе в Россию, Украину и Азербайджан. В Казахстане и других постсоветских республиках эти технологии побывали пока только временно – для работы по проектам от той же компании Mammoet или ее конкурентов – ALE (Великобритания) и Sarens (Бельгия). Наиболее обширные парки такой автотехники в настоящее время имеются в Китае, США, Канаде и Австралии.
Разберем принципы работы этой технологии, чтобы понять ее преимущества и специфику эксплуатации.
Модульная технология
Что же означает понятие «модуль» применительно к автотранспорту? Это значит, что отдельные транспортные платформы (модули) могут соединяться между собой для распределения нагрузки на платформу и ходовые части. Соединяться они могут как встык (механически), так и в роспуск (на удалении друг от друга) для перевозки максимально тяжелых грузов общей массой до нескольких тысяч тонн.
Недавно была создана технология сплит-модулей – это те же самые транспортные модули, только теперь они способны разделяться надвое – продольно по платформе. Таким образом, возможные комбинации модулей стали еще более разнообразными.
Самоходные платформы
Другое название техники СПМТ, известное в мире, – самоходные платформы. То есть СПМТ – техника не прицепная, а самоходная, не требующая отдельных грузовых автомобилей-тягачей. В состав системы модулей включаются так называемые силовые блоки мощностью от 40 до 390 кВ. Это специальные дизельные двигатели, помещенные в стальные боксы, которые крепятся к торцевым сторонам модулей. Мощности одного силового блока хватает для придания крутящего момента колесным осям от двух до восьми модулей СПМТ.
Силовые блоки также позволяют транспортным системам преодолевать уклон дороги до 12% (120 промилле) и поднимать/опускать платформу СПМТ, на которую помещают груз, с помощью системы гидравлической подвески.
Транспортные системы СПМТ оснащены пультами дистанционного управления. Всей системой модулей при перевозке даже самого тяжелого и большого груза способен управлять всего один человек. Он может идти рядом с движущейся транспортной системой (скорость передвижения до 4 километров в час) либо сидеть на платформе модуля, для чего есть специальное сиденье.
Компактность
Маневренность и компактность – ключевые преимущества техники СПМТ. Благодаря электронной системе руления колесных линий, вся транспортная система может разворачиваться на месте, а также синхронно двигаться в любых направлениях и по любой траектории.
Стандартная ширина модуля СПМТ – 2,43 метра, что делает возможной перевозку модулей в кузове обычного дорожного прицепа или в контейнерах. Высота платформы в движении составляет 1,5 метра, при этом система гидравлической подвески позволяет опускать или поднимать ее на +/-350 мм.
Универсальность
Благодаря системе подъемной погрузочной платформы техника СПМТ способна выполнять самые разные логистические задачи и с точки зрения перевозимого груза является универсальной.
К примеру, может перевозить как непосредственно сам груз, так и груз вместе с поддоном (кассетой), на котором он хранится. Грузовой поддон должен иметь высоту не менее 1,2 метра, и тогда СПМТ без труда подъедут под поддон, с помощью системы подвески поднимут его, доставят в пункт назначения и аналогичным образом разгрузят. Данная логистическая схема позволяет экономить время на погрузку-разгрузку в случае высокой интенсивности операций.
Гидравлическая подвеска
Как было указано ранее, техника СПМТ обладает системой гидравлической подвески. Это влечет за собой целый ряд преимуществ.
Во-первых, гидравлическая подвеска может поднимать и опускать платформу с грузом на общую высоту 700 миллиметров и ограничивается лишь грузоподъемностью всей системы.
Во-вторых, при неосторожной погрузке различных тяжелых грузов на платформу СПМТ гидравлическая подвеска гасит все удары и пиковые нагрузки и распределяет массу равномерно по всем колесным осям. Таким образом, пиковых нагрузок непосредственно на ходовые здесь просто не может быть. Нагрузки всегда распределяются равномерно на все колесные линии независимо от веса.
В-третьих, техника СПМТ благодаря системе гидравлической подвески и компенсации колесных осей может без труда перемещаться по неровному дорожному покрытию, будь то кочки, выбоины или железнодорожный переезд. При любых условиях нагрузка на саму транспортную систему всегда одинакова – 10 тонн на колесо.
В-четвертых, одно из самых важных преимуществ системы гидравлической подвески – благодаря своей возможности подавлять пиковые нагрузки и воздействие неровной дороги гидроподвеска полностью исключает любое повреждение груза при транспортировке по техническим причинам (за исключением ошибок операторов).
Длительный срок службы
Техника СПМТ отличается значительным сроком службы – от 20 лет и более.
В среднем срок эксплуатации составляет 25 лет при условии проведения периодических техосмотров и замены расходных запчастей. Минимальный срок службы техники СПМТ связан со сроком жизни дизельного двигателя и гидромоторов, который составляет минимум 15 тыс. часов, после чего их необходимо менять.
Таким образом, транспортные системы СПМТ являются незаменимым инструментом крупных производственных и сервисных компаний по перевозке тяжелых грузов в большинстве стран мира. На сегодняшний день только одной техники СПМТ марки Scheuerle в мире насчитывается около 7 500 осевых линий. Лидирующие сервисные компании типа Mammoet считают СПМТ Scheuerle самыми надежными помощниками при перевозке дорогостоящих грузов.
«Горно-металлургическая промышленность» №4, 2015