Налоговый режим не должен оставаться статичным, но всегда должен быть предсказуемым, отвечающим экономической реальности. Налоговые органы в последнее время активно тестируют общественное мнение, но, увы, не всегда с ним считаются. Поэтому субъектам бизнеса уготовано непростое существование
«Зачем мне знать про этот НДС?», — ухмыльнется сейчас читатель, не особенно интересующийся экономическими процессами в стране. Ничего подобного! Эта тема касается каждого из нас — то, что эти налоги платят компании, а не частные лица — большой миф. На самом деле его платим мы, покупая что угодно — начиная от спичек и булки хлеба и заканчивая туристической путевкой, легковым автомобилем, квартирой у строительной компании etc. Мы также платим его, покупая любые услуги. Посмотрите чеки, оказавшиеся сегодня вместе со сдачей в вашем портмоне: в них значится цена с учетом НДС. Так что этот налог — за ваш счет!
Итак, ситуация с НДС. Недавно президент страны заявил о том, что нужно изучить вопрос замены этого вида косвенного налога на другой — с продаж. Сегодня мы становимся свидетелями жарких баталий. Дескать, понятно, почему НДС хотят отправить на свалку истории — потому что предусмотренный законодательством механизм возврата НДС сломался, не работает.
Да, возврат НДС экспортерам за последние два года сильно ухудшился. В Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) это связывают с введением Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату. По словам исполнительного директора АГМП Николая Радостовца, предприятиям возвращается лишь до 25% заявленных сумм. А все из-за того, что невозможно проследить всю цепочку отчетности и оплаты НДС всеми контрагентами.
По его словам, новые правила предполагают, что «нужно проверять до первого поставщика, всю цепочку». «Это настолько сложно, более того, это даже невозможно: фактически автоматически прекращается возврат НДС, потому что эти проверки затягиваются на месяцы, хотя на самом деле мы это расцениваем просто как нежелание Министерства финансов просто возвращать положенные по закону суммы возврата НДС компаниям», — считает Николай Радостовец.
Но с другой стороны, если не доказано, что такая-то компания и ее контрагенты в полной мере оплатили НДС, то о каком возврате может идти речь? Налоговый комитет уже давно обращал внимание на другую сторону медали: нередко компании использовали нечистые схемы с единственной целью — получить возврат НДС: допустим, товар не поставлен, а документы к возврату НДС предъявляются. Инспекторы неохотно распространяются на эту тему, но проблема есть.
Сейчас у налоговых органов территория дискомфорта — собираемость налогов вообще и поиск новых источников. Так, увидев некоторые движения по дроблению бизнеса, министр национальной экономики Ерболат Досаев расценил это не иначе как желание уклониться от уплаты НДС.
Идея-фикс — снизить порог оборотов для плательщиков НДС. И это уже другая история, связанная с этим же налогом. Если сегодня плательщиком НДС имеют права не становиться субъекты бизнеса со среднегодовым оборотом до 60 млн. тенге, то новый порог отсечения планируется сделать на уровне 9,6 млн. в год. Практически каждое ТОО и каждый ИП будут обязаны становиться на учет по НДС и отчислять дополнительно по 12% по тому доходу, который не берется в зачет.
То есть, даже самый маленький бизнес в Казахстане получит большую налоговую нагрузку. Желание налоговых органов как можно быстрее установить новый порядок разделяют и народные избранники: мажилисмены уже одобрили эти поправки в первом чтении.
Но вот интересно, есть ли перспективы замены НДС на налог с продаж? И надо ли менять один налог на другой? Послушаем экспертов.
Правовое регулирование — это всегда сверхинтересная тема для теоретиков налогового жанра, говорит старший преподаватель кафедры КазГЮУ, авторитетный специалист по финансовому и налоговому праву Имин Сабиров.
«Налог с продаж мы уже проходили. В СССР, как помните, был такой налог, и называли его горбачевский, потому что при нем и ввели. Механизм был, можно сказать для государства простой, со ставкой 1% со всех розничных продаж. Но для тех, кто его взимал, это было кошмаром. После развала Союза, насколько я помню, к концу 1990 года, был разработан и внесен на рассмотрение госорганов проект НДС вместо налога с продаж», — рассказывает интернет-газете ЗонаКЗ эксперт налогового права.
Он уверен в том, что НДС, в свое время (50-е годы 20 века) разработанный французским экономистом Морисом Лоре был настоящей находкой для государств — универсален, прост, удобен для фискальных органов. Именно поэтому вскоре после появления этой модели налога он с начала 60-х годов начал активно вводиться в западноевропейских государствах.
«В нашей стране и в СНГ, его — НДС, на мой взгляд, пытаясь «модернизировать», «усовершенствовать», подогнать под «свои потребности и нужды» лишь ухудшили, Например, у Лоре, как я знаю, не было т.н. НДС при импорте. Это наше казахстанское, да и российское, могу сказать, ноу-хау», — подчеркивает Имин Сабиров.
О возможной замене НДС налогом с продаж эксперт говорит с осторожностью. «Нельзя говорить о налоге с продаж, как о свершившимся факте. Вопрос анализа его эффективности, его последствия для страны: экономические, финансовые, правовые и социальные, все это, согласно требованиям регламента правительства, будут предметом тщательного изучения. Нельзя не учесть и фактор ЕАЭС. В частности, гармонизация законодательства, в т.ч. налогового. Но эта работа, выскажу собственное мнение, потребует не одного года. Процесс этот достаточно длительный. Зная внутреннюю кухню законотворчества, скажу, что для реализации данной идеи потребуется время».
Менеджер департамента налоговых услуг PricewaterhouseCoopers Дана Токмурзина со своей стороны поясняет, что в настоящее время налог с продаж существует в США, ряде развивающихся государств Южной Америки. Его применение сопряжено с определенными проблемами, связанным с федеральным устройством государства. «Например, в каждом штате свои ставки налога с продаж, база и плательщики. При этом ставка налога варьируется от 1% до 10%, взимается на трех уровнях (город, штат, государство) и плательщиком является окончательный потребитель», — говорит эксперт.
По ее словам, «модель, которую предполагается ввести в Казахстане, имеет определенные сходства с налогом с продаж, существующим в мире. Однако казахстанская модель, возможно, будет иметь свои уникальные особенности, например, взимание налога на каждом уровне продаж по ставке от 3% до 5 %, отсутствие зачета и возврата уплаченного налога». Но самое главное — казахстанским налоговым службам нужно будет иметь ввиду, что из плательщиков налога выпадут импортеры, производители, оптовые дистрибуторы, то есть достаточно крупные налогоплательщики.
www.zonakz.net, Ирина Галкина