20 октября в Комитете по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМЗК) состоялись публичные слушания по заявке АО «НК «Қазақстан темір жолы» на утверждение предельного уровня тарифов и тарифных смет на регулируемые услуги в сферах магистральных железнодорожных сетей на 2016-2020 годы. В мероприятии приняло участие руководство Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП).
Согласно заявке национальной компании, сейчас износ магистральных железнодорожных сетей составляет 61%. Чтобы снизить уровень изношенности до 46% в течение последующих пяти лет КТЖ понадобится 560 млрд. тенге для инвестиций в дорожную инфраструктуру.
«В 2014 году общий финансовый результат применения временно понижающего коэффициента со стороны железных дорог составил 2 млрд тенге, а в 2015 он достиг 5,5 млрд. тенге. Это значительно помогло грузоотправителям, большая часть которых являются предприятиями горно-металлургического комплекса», — отмечает заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов.
В ходе публичных слушаний представители железнодорожной компании сообщили, что индикативный рост тарифов на услуги магистральных железнодорожных сетей не превысит 4% на весь период до 2020 года. Также в КТЖ было принято решение перенести унификацию тарифов на порожний пробег грузовых вагонов на 2020-2024 годы.
«На слушаниях мы обратились в КТЖ с пожеланием более тесно взаимодействовать с грузоотправителями из горно-металлургической отрасли в разработке схем «зеленых коридоров». Под этим мы понимаем определенные транспортные маршруты с конечным выходом на потребителя напрямую от производителя, где у предприятий горнодобывающего сектора будут гибкие условия при нарастании дальности перевозок. К примеру, в России предусмотрены льготные скидки с учетом расстояния для экспортеров. Зачастую складывается ситуация, когда стоимость перевозки на несколько тысяч километров по территории России бывает сопоставима с прохождением груза по железной дороге Казахстана в несколько сот километров», — рассказал исполнительный директор АГМП Николай Радостовец.
Внедрение «зеленых коридоров» не запрещается системой предельных тарифов, которые были заявлены КТЖ к утверждению в КРЕМЗК. Они устанавливают потолок ставок, но не исключают их снижение в отдельных случаях. При этом этот вопрос требует дополнительной проработки с уполномоченным органом в лице Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, поясняют в Ассоциации.
Как сообщалось ранее, в августе рабочая группа по развитию горно-металлургического сектора предложила адаптировать сетку дифференциации базовых ставок тарифов к актуальным условиям перевозки грузов железнодорожном транспортом и предусмотреть в тарифном руководстве АО НК «КТЖ» механизмы, стимулирующие перевозки экспортно-ориентированных грузов.
www.agmp.kz