Переход к политике инфляционного таргетирования снял с повестки дня предприятий горно-металлургического сектора вопрос о снижении заработной платы своих сотрудников, заявил во вторник исполнительный директор Ассоциации горно-металлургической промышленности страны Николай Радостовец. В кулуарах международной научно-практической конференции “Конкурентоспособный горно-металлургический комплекс — конкурентоспособный Казахстан” он напомнил, что в предыдущие годы повышение зарплаты в отрасли превышало инфляционные показатели, и заметил, что и сейчас предприятия ГМК в индивидуальном порядке готовы решать вопрос об индексации заработков своих сотрудников.
“Зарплаты мы не сокращали, на “АрселорМиттал” пытались, но после введения плавающего курса тенге они вернулись к этому вопросу и решили не снижать, — напомнил г-н РАДОСТОВЕЦ журналистам. — Другие попытки были, но введение плавающего курса свело эти попытки на нет, и мы сейчас не говорим вообще о каких-либо сокращениях заработных плат” — добавил он. В ответ же на вопрос о возможности повышения заработных плат он заметил, что индексация заработной платы — это “очень опасная вещь”, и если “начать индексировать на уровень инфляции, мы размотаем ее виток, цены будут еще выше”. “Поэтому в нашей отрасли, да и не только у нас, сейчас принят порядок, когда работодатель вместе с профсоюзами обсуждает уровень заработной платы и идет на повышение, — напомнил исполнительный директор АГМП. — В предыдущие годы мы всегда, как правило, повышали зарплату выше инфляции, это даже было выгодно работникам: сесть, обсудить и реально идти по выполнению коллективных договоров, в этом году, конечно, сложнее, мы еще даже точно не можем сказать, какой уровень инфляции и как садиться за стол переговоров. Но я так понимаю, что руководители компаний сейчас готовятся к тем или иным повышениям заработной платы”, — пояснил г-н Радостовец.
То, в каком объеме будет возможно повышение на каждом отдельном предприятии, по его словам, будет решаться “индивидуально”, в зависимости от результатов работы и уровня производства того или иного предприятия. “И здесь большая роль принадлежит переговорному процессу, где будут участвовать руководители профсоюзов — у них теперь в соответствии с новым Трудовым кодексом больше есть ответственности и прав по работе с коллективными договорами именно на предприятиях”, — отметил исполнительный директор АГМП. Ситуация же в горно-металлургическом комплексе республики достаточно сложная, и это касается не только металлургов: по сведениям г-на Радостовца, Казахстан в условиях низких цен на сырье и ограниченности рынков сбыта начал поставлять Шубаркульский уголь в Японию и Польшу в связи с тем, что основной потребитель казахстанского угля — Россия — сегодня переоборудует свои станции на свой же уголь. “Мы уже за последние полтора — два года потеряли 4% российского рынка угля, — констатировал г-н Радостовец. — Где-то мы очень рассчитываем, что откроются рынки Китая для нашей продукции. А для этого необходимо снижать затраты и уходить в более низкую себестоимость”, — заметил он. При этом в Ассоциации надеются, что в 2017 году на мировых рынках произойдет оживление, а цены на их продукцию наконец-то вырастут.
“Будет обязательное улучшение цен. Горно-металлургическое производство имеет такие особенности — то взлет, то падение. Нет четкой тенденции, когда цены и производство одинаковые. Когда цены низкие, производство во многих странах сокращается, тем самым сокращаются предложения, появляется рост цен. Мы надеемся, что в 2017 году мы получим оживление на мировых рынках. В частности, по центральным позициям — металл, цинк, свинец, хром и уголь”, — сказал исполнительный директор. По его сведениям, из-за мирового кризиса цены по ряду позиций в горно-металлургическом секторе сократились в два раза по сравнению с более успешными годами ранее, к примеру, в сравнении с показателями 2013 года. Особенно острая ситуация наблюдается в производстве меди, цена на которую “крайне неблагоприятная”. “Она колеблется, но все-таки мы видим, что медь — это нужный в мире товар. Это позиция, которая способствует развитию электроники, различных инновационных проектов. Мы надеемся, что это будет стимулировать в будущем спрос”, — подчеркнул г-н Радостовец. По его словам, сейчас в мире очень много вторичной меди, которая также усложняет работу металлургов, поскольку ее объемы на рынке невозможно предугадать. А это, в совокупности, также влияет на ценообразование на сырье.
“То есть мы в ряде случаев вынуждены работать на склад. Это вынужденная мера, потому что мы имеем обязательства перед работниками и акиматами. И в это сложное время мы бы просили работников предприятий активно внедрять рационализаторские и изобретательские предложения. Работать над тем, чтобы экономить везде и во всем для того, чтобы дать экономический результат компаниям. Это позволит говорить не только о поддержке предприятий, но и наращивании их потенциала”, — отметил г-н Радостовец. По его словам, сегодня продукция горно-металлургического сектора продается лучше, чем ранее, но цены оставляют желать лучшего. “Конечно, правительство, Президент помогли горнякам и металлургам тем, что была введена новая экономическая политика “Нурлы Жол”. Глава государства отмечает, что это затяжной кризис и надо всем усвоить, что придется экономить на всем. Может быть, этот период продлится год, два или три. Но мы надеемся, что он пройдет быстрее”, — заключил г-н Радостовец.
www.panoramakz.com