Казахстанский рынок черного лома в 2015 году после очередного продления запрета на его экспорт так и не оживился. Упали не только цены на черный металлолом, снизились его закупки, закрылись десятки заготовительных компаний, лишились заработка тысячи первичных сборщиков лома.
Завершается второй год действия запретительных мер, введенных, как уверяют в высоких чиновничьих кабинетах, по просьбе металлургов. Мол, шаг этот был вызван стремлением поддержать ряд крупных металлургических компаний – потребителей лома, таких как АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «KSP Steel», ТОО «Ferrum-Vtor», ТОО «Кастинг» и др.
По мнению экспертов НПП «Атамекен», успехи от моратория на экспорт стального и чугунного вторсырья оказались незначительными. Крупные сталелитейные компании не стали закупать металлолома больше и не увеличили объемы сталелитейного производства. Зато запрет серьезно навредил отрасли заготовки лома, не принеся выгоды государству.
К истории вопроса
– Мало кто помнит о том, что в разные годы было несколько попыток ввести запрет на вывоз черного лома, – говорит председатель Ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» Владимир Дворецкий. – Так, в декабре 2004 года был подготовлен проект правительственного постановления о запрете экспорта лома на полгода с последующим удвоением экспортной пошлины, но тогда депутаты Мажилиса Парламента обратили внимание главы Правительства на необоснованность предлагаемой меры, и премьер с их доводами согласился.
В начале 2005 года небезызвестный Лакшми Миттал обратился к Президенту страны Нурсултану Назарбаеву с жалобой на то, что ему приходится импортировать металлолом, поскольку казахстанские заготовители вывозят его за границу. Однако расследование, проведенное по личному поручению Президента, вскрыло факты скупки лома Карагандинским металлургическим комбинатом у отечественных предпринимателей по заниженным ценам и задержки расчетов на многие месяцы. Также было доказано обратное: ни одной тонны металлического вторсырья не импортировано, а его сбор существенно превышает потребности АО «АрселорМиттал Темиртау»…
В 2009 году с аналогичной жалобой и предложением ввести на полгода экспортный запрет с последующим удвоением пошлины в Правительство обратилось ТОО «Кастинг». Как и в первом случае, представители отраслевого министерства, изучив официальные данные, в просьбе отказали. При этом было отмечено, что ТОО «Кастинг» в своем обращении предоставило недостоверные сведения о внутренней потребности металлургических предприятий РК в металлоломе.
В 2013 году в адрес Главы государства поступила очередная жалоба о якобы критической нехватке лома с просьбой разрешить его заготовку… только металлургическим предприятиям.
– Факты «ломового дефицита» в очередной раз не подтвердились, а наш союз предложил заключить долгосрочные контракты на необходимое металлургам количество лома с условной формулой цены, чтобы раз и навсегда закрыть эту тему, – комментирует Владимир Дворецкий. – По поручению Премьер-Министра отраслевое министерство провело переговоры о заключении межотраслевого соглашения, которое бы гарантировало поставки необходимых объемов лома на внутренний рынок. Была проделана большая работа, однако в последний момент ТОО «KSP Steel» без объяснения причин отказалось его подписывать. А с 25 декабря 2013 года Правительство ввело временный запрет на экспорт лома, мотивируя это критической его нехваткой.
К сожалению, утверждает Владимир Дворецкий, Правительство опиралось на информацию, представленную в отчете МИНТ за 2011 год. Согласно ему, в 2010 году отечественные предприятия якобы переработали 2,7 млн. тонн лома, в 2011-м – 3,4 млн. тонн, а к 2015 году планировали переработать 5,9 млн. тонн. В то время как из официальных статистических данных следует, что фактически на внутреннем рынке в 2010 году было закуплено 1,67 млн. тонн, в 2011-м – 1,71 млн., в 2012-м – 1,39 млн., в 2013-м – 0,84 млн., а в 2014 году – 0,94 млн. тонн.
Взгляд со стороны
В том же 2013 году аналитики Rusmet.ru, оперируя рядом цифр, попытались спрогнозировать, что принесет Казахстану запрет на экспорт. Во-первых, они оценили внутренний баланс лома черных металлов в стране, зная структуру сталеплавильного производства, объемы выплавки стали каждого из предприятий и нормы расхода металлолома на выпуск одной тонны готовой продукции.
Из расчетов следовало, что дефицитными в Казахстане являются только две области: Карагандинская и Павлодарская, где находятся крупнейшие потребители лома – АО «АрселорМиттал Темиртау» и ТОО «KSP Steel». Однако в целом по республике предложение лома превышало расчетное потребление на 1,7 млн. тонн, что говорило «о создании производственного запаса на территории металлургических предприятий, а также о возможности его экспорта».
В своем отчете эксперты Rusmet.ru также отмечали, что «экспорт металлолома вот уже третий год подряд сокращается вместе с объемами сталелитейного производства, что, разумеется, негативно сказывается не только на численности населения, занятого в отрасли переработки лома, но и на доходах государства от его продажи». Тогда как производственные мощности республики в 2013 году оценивались в 2,372 млн. тонн, часть из них либо работала на неполную мощность, либо находилась на консервации.
Дело сделано
К слову, отрицательное заключение экспертов Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» на введение запрета отраслевым министерством было проигнорировано. Кроме пафосных и эмоциональных заявлений об остроте «ломовой» проблемы, реального экономического обоснования уполномоченным органом представлено не было.
– В феврале 2015 года НПП, проанализировав итоги годового запрета на экспорт, вновь выдала обоснованное отрицательное заключение на продление запрета, – рассказывает Владимир Дворецкий. – Но Правительство не прислушалось к этим доводам, мотивируя свое решение тем, что «запрет на экспорт лома в 2014 году позволил стабилизировать вопрос обеспечения металлургических предприятий ломом и способствовал увеличению объемов его переработки».
Тем не менее аналитикам НПП не стоило особых усилий, чтобы доказать обратное. Официальные данные показали, что ТОО «KSP Steel», основной лоббист запрета, еще больше сократило выпуск стальной продукции с 999,8 тыс. тонн в 2011 году до 393 тыс. в 2013-м и до 350 тыс. тонн в 2014 году.
И если в прошлые годы ТОО было основным потребителем лома в стране, то теперь закупает его от случая к случаю. АО «АрселорМиттал Темиртау» увеличило выплавку стали на 17% за счет руды, но по сравнению с 2011 годом снизило ее выпуск на 4% за счет лома!
ТОО «Ferrum-Vtor» в 2013 году выплавило 812 тонн, а в 2014-м 1 065 тонн стали. Но чтобы произвести тонну стали в электродуговой печи, необходимо около 1,1 тонны лома. Следовательно, рост производства на 253 тонны вряд ли как-то влияет не то что на казахстанский, даже на областной рынок черного металлолома. Более того, по расчетам НПП, введение запрета почти на два года стоило государственному бюджету 67,5 млрд. тенге упущенной выгоды и минимум 15 тыс. рабочих мест.
– В этой связи, – говорит Владимир Дворецкий, – мы с нетерпением ждали очередного Послания Президента страны народу Казахстана и получили однозначный ответ о необратимости рыночных преобразований. Подтверждением тому служат слова Нурсултана Назарбаева о неэффективных компаниях, выстраивающихся в очередь за субсидиями и льготами от государства; об устранении искажения рыночных стимулов в виде искусственного регулирования цен, о налоговых режимах, об усилении антимонопольной деятельности.
Аргументы против мифов
Дискуссии вокруг лома ведутся на разных уровнях не первый десяток лет. На каждый аргумент металлургов и Правительства у заготовителей и переработчиков вторичных металлов есть свои контраргументы. Но точка в этом затянувшемся споре так и не поставлена. Виной тому, уверен председатель Республиканского союза промышленников вторичной металлургии Владимир Дворецкий, несколько мифов, которые окружают это стратегически важное для металлургов сырье.
Миф первый: лома в стране нет. Но в Казахстане ежегодно образуется не менее 5 млн. тонн черного лома. С установлением рыночных отношений его сбор существенно упал и в течение десяти лет постепенно сформировался на уровне 3,5 млн. тонн. При этом внутреннее потребление составляло 1–1,5 млн., на экспорт отправлялось 2–2,5 млн. тонн.
Миф второй: от введения запрета на экспорт лома и высоких экспортных пошлин выиграют металлурги. Однако экспортная пошлина в размере 15% (не менее 20 евро за тонну лома черных металлов) действует с 2002 года. Пошлина де-факто субсидирует отечественные металлургические предприятия и противоречит правилам ВТО.
Так, при экспортной цене 300 долларов за тонну отечественные металлурги покупают лом минимум на 45 долларов дешевле. Но, заполучив на два года льготные условия, они так и не увеличили объемы производства. Значит, дело не в ломе, и даже не в цене.
Миф третий: металлурги сами в состоянии обеспечить себя ломом.
Однако не секрет – непрофильная деятельность, как правило, ухудшает экономику предприятия в целом, и «свой лом» в конце концов становится хуже и дороже. Российские металлургические компании уже осознали, что закупать лом на свободном рынке гораздо выгоднее, чем иметь свою заготовительную сеть. Ведь в конкурентной среде всегда есть из чего выбрать, приняв во внимание оптимальное соотношение цены и качества.
Что делать?
В первую очередь промышленники вторичной металлургии предлагают отменить запрет на экспорт черного лома. Ликвидировать лишние бюрократические барьеры, применить специальный налоговый режим для первичных сборщиков лома и определить национальный источник цены во исполнение Закона РК «О трансфертном ценообразовании».
Приоритетность поставок лома на отечественные предприятия не требует специальных мер, так как это объективно выгодно в силу простейшей логистики, единого налогового поля и механизма разрешения споров, скорости оборота денег и наличия пошлины. Тем не менее казахстанские заготовительные предприятия по-прежнему готовы заключить меморандум с металлургами о гарантированных поставках лома в объеме до 2 млн. тонн, что превышает потребности внутреннего рынка.
– Ряд компаний, специализирующихся на заготовке лома, выразили готовность принять долевое участие в строительстве современного электрометаллургического завода ежегодной производительностью до 1 млн. тонн. Это решение рассмотрено на одном из заседаний Комитета горнорудной и металлургической промышленности НПП. Нами также подготовлен проект программы развития вторичной металлургии на 2015–2020 годы, которая после согласования с металлургами, обсуждения в комитете и доработки будет представлена в Правительство, – делится текущими планами Владимир Дворецкий. – В связи с предполагаемой отменой запрета на экспорт заготовители активно участвуют в обсуждении современного механизма торговли ломом через товарные биржи. Если он будет создан в соответствии с базовыми положениями нынешнего Послания Президента, отрасль рециклинга металлов получит новый инструмент, снимающий многие проблемы.
«Горно-металлургическая промышленность» №12, 2015 Николай Ванжа