В новом законе, регламентирующем оборот золота и драгоценных камней в Казахстане, отсутствуют нормы, регулирующие финансовые взаимоотношения аффинажных и золотодобывающих предприятий
Закон РК «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», принятый в январе 2016 года, по сути, вывел на законодательный уровень и консолидировал ранее действующие подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие оборот драгоценных металлов в республике. В частности, закон определил перечень и полномочия государственных органов РК, вовлеченных в процесс, а именно – Национального банка (далее – НБ) и Министерства инвестиций и развития (далее – МИР).
Кроме того, закрепил право преимущественной покупки НБ на золото, производимое из сырья, добытого на территории Казахстана. Производители-давальцы золотосодержащего сырья с пониманием восприняли стратегический характер этого права, но в то же время задались вопросом, как эта и другие законодательные новеллы отразятся на бесперебойности продаж добытого золота и конкурентной среде в сфере услуг по его аффинажной переработке. Разумеется, логику закрепления определенных полномочий и ролей госорганов, вовлеченных в процесс производства и оборота золота понять несложно, однако хотелось бы изложить точку зрения производителей относительно изменений, введенных законом.
Итак, введен государственный контроль при вывозе сырья, содержащего драгоценные металлы, в страны, не входящие в Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС). До принятия закона действовал запрет, установленный приказом отраслевого министерства, на вывоз золотосодержащего сырья для его переработки (аффинажа) на предприятиях третьих стран. Данный запрет ограничил конкуренцию на рынке аффинажной переработки, и отечественные золотодобывающие предприятия были вынуждены производить аффинаж на предприятиях Казахстана или России, где этот процесс в экономическом отношении для золотодобывающих предприятий более накладен (к примеру, для АО «Алтыналмас» разница составляет более 15%), чем при переработке на аффинажных заводах третьих стран (Швейцария, Италия).
Введенная законом процедура государственного контроля на практике также оказывается труднопреодолимой и аффинажные возможности третьих стран, экономически выгодные для золотодобывающих предприятий, теперь не доступны. Более того, узаконены ограничения на вывоз сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, на переработку в страны ЕАЭС, даже в случаях, когда аффинаж на предприятиях Казахстана экономически менее выгоден.
Закон гласит, что все золотосодержащее сырье, добытое в Казахстане, должно аффинироваться на перерабатывающих предприятиях республики.
Его вывоз в страны ЕАЭС возможен лишь при наличии официального письменного отказа от всех предприятий РК, осуществляющих аффинаж сырья, содержащего драгметаллы, в том числе – сплава Доре в виде слитков. Однако законом не предусмотрено право золотодобытчиков отказаться от поставки сырья на переработку аффинажным заводам Казахстана, даже в случае, если их услуги экономически не выгодны по сравнению со стоимостью переработки золота на предприятиях ЕАЭС (ст. 8 Закона).
На наш взгляд, данная норма введена с целью обеспечения максимальной загрузки производственных мощностей аффинажных заводов РК, но создает искусственные барьеры для конкуренции в сфере переработки золотосодержащего сырья. Тем самым предприятия отрасли оказываются в заведомо невыгодном положении, поскольку будут вынуждены поставлять свою сырьевую продукцию казахстанским аффинажным заводам вопреки собственной экономической выгоде.
Теперь о ставке дисконта, установленной НБ при покупке золотых банковских слитков. В рамках реализации приоритетного права государства в лице НБ на приобретение аффинированного золота законом предусмотрен дисконт, в который включаются затраты на покрытие транспортных расходов, по экспорту золота на международные рынки, затрат на реализацию и скидки за качество. Эта скидка практикуется при покупке аффинированного золота, не имеющего подтверждающего свидетельства на соответствие международным стандартам качества (так называемого «Good delivery»), принятым Лондонской биржей металлов (LBM).
Дисконт является одной из основных составляющих тарифа, действующего на аффинажном заводе, с которым сегодня сотрудничает АО «Алтыналмас». И увеличение ставки дисконта НБ также ложится на плечи золотодобывающих предприятий, поскольку автоматически возрастает и стоимость переработки золота. При этом НБ вправе устанавливать и изменять ставку дисконта по своему единоличному решению, без учета интересов предприятий золотодобывающей отрасли.
Озабоченность отрицательными последствиями, к которым приведет возможное увеличение дисконта, неоднократно озвучивалась представителями золотодобывающих предприятий в ходе обсуждении законопроекта. При этом предлагалось предварительно согласовывать размер дисконта с МИР и Национальной палатой предпринимателей – органами, защищающими интересы золотодобывающей отрасли. Однако при обсуждении изменений и дополнений в подзаконный нормативный акт данное предложение было НБ отклонено. В дополнение к сказанному выше хотелось бы особо отметить тот факт, что в законе отсутствуют нормы, регулирующие финансовые взаимоотношения аффинажных и золотодобывающих предприятий. Предприятиям-давальцам сырья важно, чтобы регулирующий орган, предписавший всю переработку осуществлять на территории РК, также учитывал бы их интересы в плане обеспечения экономической стабильности, а также был в состоянии выполнять свои финансовые обязательства перед золотодобытчиками.
Данный вопрос видится очень актуальным в свете потенциальной ситуации, когда НБ по каким-то причинам приостановит реализацию своего права преимущественной покупки золота и у предприятия-переработчика в связи с этим не окажется гарантированного рынка сбыта.
Вполне возможно, что у аффинажных заводов республики будет в наличии альтернативный план, предусматривающий сбыт аффинированного металла третьим лицам. Тем не менее, при этом риск несвоевременной оплаты за сырье или риск ухудшения условий переработки для золотодобывающих предприятий резко возрастает. Поскольку выручка от реализации сырья является для золотодобывающих предприятий основным источником финансирования производства, любая задержка оплаты приведет к срыву их производственной деятельности и, следовательно, к снижению темпов производства золота по республике.
Любое ухудшение в сфере аффинажа ляжет дополнительным бременем на экономику золотодобывающих предприятий. Таким образом, финансовое состояние переработчиков является очень важным для производителей/давальцев золотосодержащего сырья. И уполномоченным органам следовало бы уже сегодня просчитать возможности «быстрого переключения» на альтернативного переработчика. Надо ли говорить, что практически у всех предприятий золотодобывающей промышленности имеются обязательства перед финансовыми институтами – поэтому очень важно, реализуя стратегические задачи, поставленные Главой государства и заложенные в основе Закона РК «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», не подорвать экономику отраслевых компаний, спрогнозированную и защищенную перед кредитными комитетами банков.
В свете этого хотелось бы поблагодарить представителей МИР, Национальной палаты предпринимателей и Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) за тесное сотрудничество по созданию сбалансированного режима и выразить надежду на то, что при отработке подзаконных нормативно-правовых актов, которая продолжается в настоящее время, интересы производителей/давальцев сырья будут должным образом учтены и защищены.
«Горно-металлургическая промышленность» №2-2016, Аяпберген Курманов