11 апреля в офисе Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий состоялась встреча экспертов и представителей компаний ГМК по вопросам исключения угля из объектов обложения рентным налогом на экспорт с переносом налоговой нагрузки на НДПИ
Как известно, ранее казахстанский уголь НДПИ не облагался. Сейчас финансово-экономический блок правительства предлагает отменить рентный налог на экспорт угля, так как это противоречит философии единой таможенной территории ЕАЭС.
Говоря об отраслевых показателях, участники встречи отметили, что в прошлом году Казахстан экспортировал в Россию почти 30 млн. тонн угля, в основном экибастузского происхождения. Это примерно четверть всего угольного производства в стране. В целом, по данным фискальных органов, экспортный налог принес в казну 25 млрд тенге за 2010-2015 годы. Поэтому сейчас в казахстанском правительстве предлагают перенести налоговую нагрузку с рентного налога на экспорт в похожей пропорции в НДПИ. Добавка в последний будет рассчитываться из соотношения 3% от МРП, что сейчас составляет 63 тенге за тонну угля. Очевидно, что налоговая нагрузка будет расти каждый год с увеличением МРП, в то время как сейчас в стране и за рубежом наблюдается снижение потребления и стагнация цен на уголь, отметили собравшиеся специалисты.
Вместе с тем в финансово-экономическом блоке правительства предлагают сохранить нулевую ставку НДПИ для угля, реализованного учреждениям с социальной значимостью — поставщикам услуг ЖКХ, организациям образования, социального обеспечения и здравоохранения, ведомствам государственного управления и обороны. Таким образом, основная нагрузка может прийтись на простых потребителей, использующих уголь в качестве топлива.
Поэтому участники встречи в АГМП предложили еще раз пересмотреть параметры аргументационной базы и расчетов, которые применяли представители финансово-экономического блока правительства в разработке своего обоснования. Иначе нынешний механизм переноса сбора в НДПИ из рентного налога на экспорт увеличит цену угля на внутреннем рынке для населения и повысит налоговую нагрузку на недропользователей. В то время как до этого рентный налог зачастую выплачивался не производителями угля, а их трейдерами. Между тем, в нынешнем варианте налоговая нагрузка может перейти на недропользователей.
На днный момент аргументация внедрения НДПИ на уголь государственными чиновниками также объясняется необходимостью уменьшения цепочки посредников. Однако, по информации экспертов АГМП, в Казахстане естественные монополии закупают уголь напрямую у производителей, согласно казахстанскому законодательству. Кроме того, часть угля реализуется на через товарные биржи. При этом, у некоторых компаний нет возможности продавать напрямую потребителям. Поэтому они вынужденно работают через сеть посредников как на внутреннем рынке, так и при экспорте.
В целом представители АГМП и горнорудных компаний на встрече отметили, что представленные госорганами аргументы основываются не на полностью корректных данных. Так в качестве базы даются среднегодовые поступления от рентного налога на экспорта при вывозе угля за 2010-2014 годы. Они не учитывают предыдущий год, который был отмечен значительным падением экспортных цен и объемов. Поэтому участники встречи согласились, что необходимо брать за основу расчетов 2012-2015 годы, которые отражают текущую кризисную динамику. Более того, представители ассоциации и компаний ГМК пришли к единому мнению, что в качестве объекта для возможного введения НДПИ на уголь должен рассматриваться физический объем добытой продукции. Ведь предлагаемый сейчас механизм расчета НДПИ на базе МРП не учитывает складывающуюся экономику предприятий и автоматически закладывают инфляцию налога с ростом базового показателя. Кроме того, в Ассоциации полагают, что в целях сохранения справедливого баланса необходимо дополнить перечень случаев сохранения нулевой ставки НДПИ при реализации угля для ТЭЦ и для целей дальнейшей переработки.
www.agmp.kz
Связанные истории
2 дня назад
( 24 ноября 2024 )
5 дней назад
( 20 ноября 2024 )