В последние месяцы в Казахстане неоднократно поднималась тема старательской деятельности. «Казахалтын» просили ужесточить наказание для черных старателей, а НПП – разграничить в новом Кодексе о недрах старателей черных и добросовестных.
В конце апреля 2016 года в рамках форума «Майнекс Центральная Азия» управляющий директор Национальной палаты предпринимателей Евгений Больгерт в своем выступлении уже не в первый раз подчеркнул, что в согласовываемый в настоящее время проект Кодекса «О недрах и недропользовании» необходимо включить нормы, регулирующие старательскую деятельность в части сбыта сырья с драгоценными металлами.
«Мы считаем, что в рамках кодекса этот вопрос должен быть отрегулирован, так как он остался за рамками закона «Об обороте драгоценных металлов, драгоценных камней» – вопрос по сбыту добытого сырья, содержащего драгоценные металлы. Это создает отчасти предпосылки для развития незаконного промысла, связанного с добычей драгоценных металлов», – сказал Больгерт.
Директор НПП также отметил, что неурегулированность старательской добычи в Казахстане заключает в себе определенные риски. Еще примечателен тот факт, что имеет место смешение понятий: «Очень популярно использование термина «черные старатели». Но это те нюансы, которые не относятся к добросовестному старательству, к легальному бизнесу, который есть, в том числе, и в Западной Австралии, когда ты можешь в упрощенном порядке получить лицензию и в течение определенного времени осуществлять доступными и разрешенными способами добычу россыпного золота», – пояснил Больгерт. Добавим, что Австралия стабильно занимает одно из ведущих мест в мире по золотодобыче, а приобрести право на поиск и добычу полезных ископаемых в данной стране можно через интернет. Причем, это доступно не только австралийцам, но и гражданам других стран.
Необходимо сказать, что индивидуальное старательство в Казахстане традиционно было достаточно развито, и в настоящее время имеет сезонный характер. Больгерт уже говорил о том, что для многих населенных пунктов в РК старательская деятельность является практически единственным средством для получения дохода и занятости населения и, по мнению НПП, имеет неплохой потенциал для развития самозанятости людей в регионах.
В прошлом году директор департамента недропользования Министерства по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев также говорил о том, что данный вопрос должен быть решен в рамках нового кодекса. По информации Токтабаева, в некоторых странах мира уровень индивидуальной старательской добычи может достигать 30%, поскольку данная деятельность выгодна государству. В противовес этому Токтабаев приводил в пример ситуацию в Казахстане, которая, по сути, является проблемной – старатели работают незаконно. «Например, все рассыпные месторождения в речках у нас находятся, а по Водному кодексу 150 метров у нас санитарная зона, то есть они (старатели. – «Къ») все незаконно (работают. – «Къ»). Если мы сейчас реально посмотрим, то их всех нужно привлекать к ответственности, в том числе и уголовной. Этот вопрос вообще не проработан. Водный кодекс имеет высшую юридическую силу по отношению к нам в этой части. Поэтому проблема – они не могут пройти ОВОС (оценку воздействия на окружающую среду. – «Къ»), они не могут получить контракт и т. д., они полностью вне закона, и осуществляется черная добыча повсеместно», – посетовал Токтабаев.
В качестве подтверждения слов Токтабаева о широком распространении старательской золотодобычи можно привести в пример случай, произошедший в Степногорске в начале прошлого года. Напомним, тогда было возбуждено уголовное дело по обвинению в незаконной добыче золота шести жителей поселков Заводского и Аксу.
Дело получило широкий общественный резонанс – на защиту черных старателей встали односельчане, обратившиеся с коллективным письмом к Муратбеку Такамбаеву, занимавшему на тот момент пост акима Степногорска. В письме авторы оперировали тем, что «можно пересажать весь поселок», поскольку старательской добычей «занимаются практически все люди нашего и близлежащих поселков… Каждый из жителей в силу сложившихся обстоятельств вынужден собирать камни, носить на переработку для того, чтобы накормить семьи».
Примечательно, что было возбуждено уголовное дело, поскольку в январе в действие был введен новый Уголовный кодекс, которым предусматривается именно уголовная ответственность за незаконное пользование недрами (ранее старателей привлекали только к административной). Всего же, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК, за 2015 год по статье 334 УК РК (самовольное пользование недрами) в Едином реестре досудебных расследований было зарегистрировано 214 уголовных правонарушения, но в суд из них направили только 6.
И опять же в январе 2015 года на презентации законопроекта «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в Мажилисе Парламента РК вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау заявил, что в Казахстане черные старатели могут беспрепятственно заниматься добычей золота из-за пробелов в законодательстве. «Так называемые «черные» старатели могут зайти на территорию предприятия, которое имеет лицензию на добычу и там заниматься старательством. Но если его возьмут с этим граммом, то ответственности нет: пока посчитаешь ущерб, получается, там не за что наказывать. Поэтому здесь, конечно, норму не регулируют и проблема такая есть. Я по Акмолинской области, в частности, знаю, и своими глазами это видел на рудниках. И в Жамбылской области у нас такие факты есть. В общем, там, где есть золото, которое можно извлечь физическим способом, то есть вкрапления, там везде существует эта проблема», – отметил Рау.
Достаточно остро она стоит для золотодобывающих компаний, работающих в Казахстане. Например, по словам Марата Койшибаева, советника генерального директора АО «Горно-металлургический концерн Казахалтын», только за последние три года в результате действий черных старателей предприятию был нанесен ущерб на 9,2 млрд тенге, а потери бюджета (по подсчетам компании) превысили 2 млрд.
По предоставленной концерном информации, в шахты «Казахалтына» только в Акмолинской области ежемесячно незаконно проникает до 80 человек, причем, единовременно, что сводит на нет усилия охраны предприятия сдержать толпу нелегальных золотодобытчиков.
Еще одна сторона проблемы – тот факт, что золоторудные шахты, на которые проникают черные старатели, являются опасными производственными объектами, а нелегальные золотодобытчики зачастую не соблюдают никаких мер безопасности. Причем, тем самым под угрозу они ставят не только себя, но и сотрудников предприятия, поскольку нарушают систему подземных коммуникаций и производят несанкционированные взрывы.
В итоге, «Казахалтын» обратился с данной проблемой в Национальную палату предпринимателей. В «Атамекене» сообщили, что инициируют предложения по внесению изменений в действующее законодательство, которые усилят уголовную и административную ответственность за проникновение на опасный производственный объект и незаконный оборот драгоценных металлов. Отметим, что в концепции Кодекса о недрах и недропользовании говорится о том, что отношения в сфере старательской добычи полезных ископаемых подлежат в нем урегулированию. В Министерстве по инвестициям и развитию «Къ» уточнили, что в проекте кодекса предусмотрен раздел, регламентирующий лицензирование старательской добычи.
Источник: http://www.kursiv.kz/news/industry/budet-li-v-kazahstane-legalizovana-staratelskaa-dobyca/