23 сентября в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» прошло заседание Комитета горнорудной и металлургической промышленности.
В ходе встречи председатель комитета Николай Радостовец раскритиковал существующую схему обязательной продажи крупных партий угля через биржу.
— Нигде в мире нет обязательной продажи угля через биржу. Почему угольщики добывают этот уголь своим трудом, погружаясь на глубины, а потом вынуждены посредникам, брокерам отдавать проценты за то, что они продают этот уголь? В подавляющем большинстве развитых стран биржа является добровольной площадкой. И угольщики всегда придут на нее продавать уголь, если это выгодно. Но почему только в Казахстане есть принудительная продажа свыше 3 тыс. тонн угля по партии через биржу? Мы должны сейчас обратить внимание, что нужно поднять доходы угольщиков, нужно снизить цены на уголь. Поэтому, в первую очередь, нужно убрать посредничество. И мы ставим вопрос перед Министерством нацэкономики: биржа должна функционировать на добровольной основе, никто не должен загонять угольщика на биржу», — заявил он.
Как считает Радостовец, потребители в конечном счете могут получить уголь по меньшей цене, если он будет продаваться свободно.
Директор АГМП также затронул тему альтернативных источников энергии. «Если мы говорим о снижении цен, это должно касаться и зеленых технологий. Сейчас есть решение Правительства о том, что 1 кВт/ч электроэнергии солнечных батарей стоит 71 тенге. Как смотреть в глаза угольщику, когда в 10 раз идет удорожание? Мы ради моды это делаем? Как может реальный бизнес нормально функционировать, если не будут снижены цены на возобновляемые источники? Нам надо найти в этом вопросе компромисс», — считает спикер.
На заседании комитета было отмечено, что угледобывающие предприятия вынуждены повышать цены на уголь на фоне постоянно увеличивающихся затрат в целях сохранения рабочих мест и достижения производственных показателей. Цены не могут оставаться прежними, так как растут затраты на приобретение и обслуживание импортного горнотранспортного оборудования, которое закупается в иностранной валюте, значительно выросли цены на дизельное топливо.
— Между тем, любое повышение цен в угольной отрасли очень болезненно воспринимается потребителями и антимонопольными органами, — сказал президент АО «Центр развития и защиты конкурентной политики» Алдаш Айтжанов. – В этом году проведено уже несколько антимонопольных расследований в области продажи угля, и угольным компаниям вменялись ценовой сговор и то, что они устанавливают монопольно высокие цены.
По слова Айтжанова, законодательство в данной сфере несовершенно, и часто допускается разное толкование одних и тех же норм. В результате компании страдают от обвинений в нарушении антимонопольного законодательства и многомиллионных штрафов.
— В Мажилисе сейчас находится законопроект, в котором предлагается ужесточить ответственность за действия с использованием доминирующего положения. К сожалению, депутаты не поддержали детализацию норм в этом законопроекте и предлагают сделать это через подзаконные нормативные акты, — сообщил эксперт по развитию конкуренции.
В практике, как пояснил президент центра, часто встречаются случаи, что любое повышение цены является основанием для антимонопольных органов начать расследование. В этой связи предлагается закрепить на законодательном уровне возможность повышения цен на уголь в пределах уровня инфляции с тем, чтобы субъекты не подвергались проверке со стороны антимонопольного органа по подозрению в злоупотреблении доминирующим положением, в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях при повышении цен.
Управляющий директор НПП Евгений Больгерт выступил на тему импортозамещения в горно-металлургической промышленности. Этим вопросом вплотную занимается специально созданная рабочая группа.
«Сейчас идет аналитический этап по выявлению позиций, которые экономически целесообразно было бы переводить на импортозамещение. В этом вопросе для нас важен опыт России. В РФ разработаны и приняты 19 отраслевых планов по каждой отрасли, где установлены конкретные параметры и сроки, к которым необходимо снизить долю импорта по той или иной товарной позиции. Нами предлагается примерно тот же алгоритм. Сейчас по отраслям выявляются позиции, которые имеют потенциал на внутреннем рынке. Выявляются также барьеры, почему эти товарные позиции на сегодня не закупаются нашими госорганами и нацкомпаниями», — отметил Больгерт.
Сегодня в Казахстане, как считает представитель НПП, государство в основном, поддерживает экспортоориентированные компании, для них разработан целый комплекс мер. Национальная палата предпринимателей предлагает, чтобы критерий импортозамещения проектов также принимался во внимание при господдержке.
Очень много вопросов возникает при рассмотрении налогообложения недропользователей. Заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов ознакомил присутствующих с предложениями по облегчению налоговой нагрузки добывающих предприятий.
«АГМП предлагает предусмотреть норму прямого действия для предоставления понижающих коэффициентов по НДПИ для низкорентабельных месторождений. На сегодняшний день скидки по НДПИ принимаются решением Правительства, и на практике процедура рассмотрения заявок является достаточно длительной. В этой связи также предлагается повысить порог рентабельности для предоставления скидок. Поскольку, согласно действующему порядку, рентабельным признается любое месторождение с рентабельностью выше 0 процентов», — сказал он.
Кстати, одним из самых дискуссионных вопросов на сегодняшней повестке является замена НДПИ на роялти с продаж. По мнению экспертов АГМП, эти два налога принципиально отличаются друг от друга, так как в случае с налогом на добычу полезных ископаемых речь идет о наличии государственной системы подсчета запасов, к которой привязан НДПИ. В то время как его альтернатива – роялти с продаж — является более рыночным и экономически обоснованным, так как он взимается с объемов реализации.
АГМП также предлагает изначально предусмотреть понижающие коэффициенты для полезных ископаемых с глубоким залеганием в более 500 м с учетом того, что их разработка требует гораздо больше инвестиций и без предоставления такого рода стимулов зачастую является нерентабельной. Также сейчас активно обсуждается вопрос об отмене налога на сверхприбыль для недропользователей, добывающих твердые полезные ископаемые. По факту, с учетом неблагоприятной ценовой конъюнктуры, его платят лишь несколько предприятий, занятых добычей угля.
«В настоящее время на площадке МНЭ также обсуждается вопрос размытости «налоговых границ» между контрактами на разведку и добычу. Реализация данного предложения могла бы существенным образом способствовать привлечению финансирования в геологоразведку», — сообщил эксперт.
Следующий важный вопрос – порядок введения арендных платежей, которые согласно концепции Кодекса о недрах, должны заменить собой подписной бонус, платеж по возмещению исторических затрат, бонус коммерческого обнаружения. При этом остается открытой проблема по распространению изменений в новом Налоговом кодекса и будущем Кодексе о недрах на действующие контракты. В АГМП считают, что у действующих недропользователей должно быть право выбора между переходом на новый режим либо работой по-старому, то есть по действующему налоговому режиму, поскольку в любом случае реализация предложений по реформированию законодательства в сфере недропользования отразится на системе налогообложения и может привести к росту налоговой нагрузки на действующие предприятия.
Мария УМАРОВА
http://agmpportal.kz/v-prodazhah-uglya-nuzhno-ubrat-lishnie-zvenya-schitayut-predstaviteli-otrasli/