Казахстанские добывающие предприятия сталкиваются со сложностями доступа к услугам российских морских портов. Как заявляют эксперты, только с устранением барьеров на пути продвижения казахстанских грузов, обеспечением равного доступа к транспортной инфраструктуре соседних стран повысится экспортный потенциал отечественной экономики.
Из-за отсутствия прямого доступа к морским путям, Казахстан вынужден использовать российские порты для экспорта своего товара. Как заявляют в НПП «Атамекен», некоторые дальневосточные порты Российской Федерации в противовес Договору о ЕАЭС создают препятствия казахстанским грузоотправителям.
«Единственной страной ЕАЭС, имеющей возможность предоставить другим участникам ЕАЭС выход к морю, является РФ. Однако в силу разных обстоятельств казахстанские экспортеры не могут в полной мере получить доступ к морским портам России. Наиболее остро ощущает проблему с ограничением доступа к морским портам России угольная промышленность Казахстана», – говорится в заявлении нацпалаты.
Позиция Казахстана
В НПП сообщают, что доступ к российским дальневосточным портам открывает Казахстану большие рынки сбыта. «Потребность Японии в угле – 130 млн тонн, Южной Кореи – 115 млн тонн, Тайваня – 62 млн тонн, Малайзии – 26 млн тонн, Филиппин – 21 млн тонн. Предприятия Казахстана производят высококачественный энергетический уголь, способный конкурировать на глобальных рынках с колумбийским, австралийским, южноафриканским, индонезийским и имеют возможность нарастить поставки угля в страны дальнего зарубежья в объеме не менее 14 млн тонн, и это не предел», – говорят в НПП.
Вместе с тем, у России сегодня насчитывается 67 портов, но у казахстанских экспортеров проблемы с доступом возникают в отношении дальневосточных. «Мы можем привести данные, что из-за ограничения доступа к морским портам РФ потери экономики РК только от нереализованного экспорта продукции угледобывающих компаний ежегодно составляют около $41,25 млн. Это потери не только самих экспортеров, но также теряют доходы и КТЖ, и в целом мультипликативный эффект на экономику, с учетом налогов, может быть гораздо больше», – добавила Долорес Тюлебекова, директор департамента экономической интеграции НПП «Атамекен».
В Ассоциации горно-металлургических предприятий РК (АГМП) заявляют, что из-за ограничения в доступе к морским портам России казахстанские компании в 2016 году отгрузили в дальневосточном направлении только 75 тыс. тонн угля, хотя могли бы 3,2 млн тонн. Заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов сообщил «Къ», что портами зачастую владеют российские угольные компании. Рынки сбыта у Казахстана и РФ совпадают. То есть, с точки зрения российской стороны, это прямая защита отечественного производителя от конкуренции. Однако могут быть и объективные причины ограничения доступа. Главная из них – это проблемы пропускной способности российских железных дорог. «К сожалению, законодательство РФ не обеспечивает равного доступа всех субъектов, включая и нерезидентов, для доступа к портам, – продолжает собеседник «Къ». – У нас есть в договоре ЕАЭС пункт о равном доступе к железнодорожной инфраструктуре, где четко прописаны порядок, регламент предоставления доступа.
В отношении портов подобного документа нет ни в нормативной базе ЕАЭС, ни во внутреннем законодательстве РФ». Максим Кононов отметил также, что подобное развитие событий не заставило Казахстан перенаправить свой транзит из России в Китай. «Сам Китай является большим потребителем казахстанской продукции. Но только не угля. Во-первых, у них налажена добыча собственного угля. Во-вторых, в Китае полным ходом реализуется программа по сокращению потребления угля. Что касается транзита, то по нашим подсчетам, транспортировка угля через Китай выйдет в несколько раз дороже. Дело в том, что в договоре ЕАЭС прописано, что при транзите через страны Евразийского союза другими странами союза используется внутренний тариф государства, а не транзитный тариф, который может быть в 2-3 раза дороже».
Договоренности
Сегодня проводится масштабная работа по продвижению интересов бизнеса Казахстана в получении равного доступа к услугам морских портов РФ. По словам Максима Кононова, для обеспечения этого равного доступа, помимо принятия правил, правительствам необходимо заключить Межправительственное соглашение, которое будет предусматривать гарантированный объем экспорта для грузоотправителей стран ЕАЭС. Разработку такого документа планируется завершить до конца нынешнего года. «В случае заключения соответствующего межправительственного соглашения пропускная способность портов будет распределяться следующим образом: инвесторы будут первыми бронировать для себя необходимое количество перевозимого груза на год, а после них – очередь грузоотправителей стран ЕАЭС», – говорит эксперт.
Если эта норма станет правилом, то в дальнейшем под нее будет разработано соглашение о доступе к портам, где уже конкретно будут прописаны объемы. «По нашим подсчетам, сейчас у нас потенциальный объем экспорта составляет 8 млн тонн, а в ближайшие несколько лет мы можем увеличить этот показатель до 14 млн. От этой цифры мы и будем отталкиваться при переговорах», – добавил собеседник «Къ». «Учитывая, что морские порты в большинстве своем относятся к сфере естественных монополий, принцип недискриминационного доступа – единый для субъектов иностранных государств, для субъектов РФ и аналогично у нас. То есть, когда речь идет о доступе к услугам естественных монополий, дискриминация по страновому признаку в принципе недопустима, и в этом смысле наше законодательство аналогично российскому. Это как раз является основой того, что мы просим предоставить равный доступ для казахстанских грузов», – добавила в свою очередь Долорес Тюлебекова.
«Курсивъ» Ербол КАЗИСТАЕВ