Впервые отечественная горнорудная компания приняла участие в главном профильном форуме планеты Prospectors & Developers Association of Canada (PDAC). Уровень его участников таков, что они готовы обсуждать и реализовывать масштабные проекты в области геологоразведки. Своими впечатлениями о результатах глобальной встречи геологов с нашим журналом поделился председатель наблюдательного совета ТОО «Aurora Minerals Group» Саид Султанов.
Каждый год мир горной промышленности съезжается в Торонто, чтобы продемонстрировать свои достижения, узнать о последних новостях отрасли и обменяться международным опытом. Aurora Minerals Group была единственной на PDAC 2018 компанией, представляющей Казахстан.
– Мы подготовили видеоролик об инвестиционной привлекательности Казахстана и презентовали его на нашем стенде. В нем описываются последние изменения в горном законодательстве и события, которые окажут положительный эффект на инвестиционный климат в стране.
На форуме в отношении работы в Казахстане был нескрываемый оптимизм. Иностранные специалисты выказали глубокую заинтересованность работать в нашей стране. Это говорит об укреплении доверия к инвестированию в республику. Участники, которые подходили к нашему стенду, обсуждали возможные сделки, финансовые затраты на изучение месторождений, – рассказал руководитель компании. – Иностранных геологов волнует, как изменится наша отрасль после вступления в силу нового Кодекса о недрах. А в прошлом году всех волновали политические риски. Значит, перспективы инвестиций в республику стали более реальными.
Покорять новые рынки
Посетителями казахстанского стенда Aurora Minerals Group были представители горнодобывающих компаний, финансовых фондов, инжиниринговых и сервисных компаний, руководители государственных органов из разных стран.
– Мы провели встречи с BHP Billiton, Anglo-American PLC, Newmont Mining, Centerra Gold Inc, а также с компаниями из Китая и Турции, – говорит участник PDAC 2018. – Сегодня цены на горнорудное сырье вновь поднимаются. На Торонтской фондовой бирже большая загруженность, и инвесторы нацелены покорять новые рынки, заключать сделки и финансировать геологоразведочные проекты.
В западных странах с комфортной юрисдикцией уже нет проектов с высоким содержанием, так как все давно разведано. Более того, сейчас компании готовы инвестировать в проекты с низким содержанием, даже не в самой лучшей юрисдикции, но с большим потенциалом роста запасов.
К примеру, Lumina Gold проводит геологоразведочные работы в Эквадоре на месторождении с очень низким содержанием золота (по категории indicated resource 8 млн унций с содержанием 0,55g/t), а капитализация компании на TSV-V более 200 млн долл.
– У нас же найти неглубокое месторождение с содержанием золота 1,5–2 г на тонну, думаю, несложно. Таких мест в стране много. Вот только длинное финансирование у нас недоступно. Поэтому мы считаем развитие фондового рынка в Казахстане одним из ключевых факторов успеха, а такие проекты, как развитие МФЦА с применением английского права, дадут существенный импульс привлечению зарубежных инвестиций.
Сейчас в Казахстане разведка активизировалась, и если геологи посмотрят вглубь, то найдут новые месторождения. Я даже сомневаюсь, что советские геологи разведали все на глубине до 300 метров, как утверждают. Скорее, не везде и не все. Сейчас, когда доступны новые технологии, пора заглянуть глубже, посмотреть и оценить ситуацию «глазами» XXI века. Весь мир углубился в поисках металлов. 600–800 метров глубины – не предел для изучения. Главное, чтобы проекты были экономически прибыльными, – считает Саид Султанов.
Недавние открытия в Монголии подтверждают, что в ближайшее двадцатилетие бум геологоразведки и открытий ожидается в Центральной Азии. И азиатские страны работают сейчас над тем, чтобы привлечь инвестиции с международного рынка и внедрить у себя современное управление недрами. Многие зарубежные компании хотят в числе первых зайти на этот рынок. Учитывая интенсивность разведки и активность геологоразведочных компаний, такая возможность возрастает, как и возможность открыть новые месторождения.
– У нас все, наблюдая за работой Rio Tinto, заинтересованы в ее успехе. И мы заинтересованы в том, чтобы у них все получилось, – не скрывают в AMG. – Они как якорный проект, за ними в случае успеха последуют другие компании.
Современное и будущее
Сегодня геологоразведка в Казахстане набирает темп. Если в прошлые годы она была в упадке, разрабатывались только действующие месторождения, открытые в советское время, не выделялись средства, не было и специалистов, то в последние пять лет начались сдвиги. По мере того как действующие месторождения начали истощаться, появились программы развития моногородов, государственная отраслевая программа. Крупные компании стали выделять больше средств на поиск полезных ископаемых.
– Главная проблема – кадры. Мало хороших геологов, буровиков, геофизиков, IT-специалистов, которые могут работать с новыми технологиями в нашей отрасли. Выпускники вузов слабо подготовлены к реальной работе. Наша компания всегда в поиске амбициозных и талантливых сотрудников. Специалистов, заинтересованных работать с нами, прошу высылать резюме на career@aurora.kz.
Принят Кодекс о недрах и недропользовании, надеемся на либерализацию рынка и упрощенный порядок предоставления права недропользования. На сегодняшний день сектор имеет чуть больше 500 контрактов на разведку и добычу ТПИ. Этого очень мало на такую большую территорию. В Австралии, например, действует около 26 тысяч, а в Монголии – 2 тысячи лицензий. То есть у нас должно быть выдано минимум 2–3 тысячи лицензий, – уверен спикер.
Надежды на юниоров
Ожидается, что в Казахстане будет работать много юниорских компаний. Они будут вести геологоразведку эффективнее, чем крупные компании, потому что свои средства, технологии и ограниченные трудовые ресурсы стараются использовать максимально эффективно.
Такая практика выгодна и крупным недропользователям, у них нет опасений по поводу истощения сырьевой базы. Ее пополняют юниоры.
– Раньше ТОО «Aurora Minerals Group» занималось только поисковыми геологоразведочными работами, теперь проекты дошли до стадии оценки и подсчета запасов. В этом году предстоят буровые работы, гидрогеологические и технологические исследования с детальностью, обеспечивающей подсчет и защиту запасов. Планируем осенью защититься, – рассказывает о возможностях компании Саид Султанов. – Государство должно вкладывать средства в разведку слабоизученных участков с нуля, но не дублировать ранее достигнутые результаты. Ежегодно от 4 до 12 миллиардов тенге государственных средств на тендерной основе получают разные сервисные компании и проводят поиски и разведку. А где результат? Насколько прагматично государством выбираются участки для вкладывания этих средств?
По мере того как на рынке появится больше недропользователей, появится больше частных сервисных компаний, появится конкуренция и эффективность работы повысится.
По мнению нашего собеседника, наступает новое время для геологоразведки. «Будет много выдано лицензий, у геологов появится больше работы. Больше будет занято людей, больше выплачено налогов, больше вероятность открытия новых месторождений. Всего больше. Совокупно это дает очень колоссальный позитивный эффект для государства в целом».
Козырная карта геолога
Геологоразведка прежде всего наука. Инновации, как в области поиска полезных ископаемых, так и в обработке данных, значительно облегчают и ускоряют работу геолога.
AMG сразу определила, что, помимо различных консультаций, сервисных услуг и привлечения инвестиций в ГМК Казахстана, будет специализироваться на трансферте новых технологий. Первым ее партнером выступила датская SkyTEM, лидер электромагнитных технологий.
В конце прошлого года Aurora Minerals Group подписала трехлетний контракт с Airbus Defence and Space в области дистанционного зондирования Земли.
– Благодаря созвездию спутников Airbus, наша компания проводит спутниковый мониторинг, картирование участков недропользования, мониторинг смещения горной породы и оседания поверхности земли. Космоснимок после проведения спектрального анализа и наложения специалистами геологических обозначений (геохимических границ, направления разломов, типов пород и т. п.) с метровой точностью становится той цифровой картой, на которую затем накладываются результаты геохимии, аэрогеофизические и наземные геофизические данные и в последнюю очередь – результаты бурения. Когда разные слои данных анализируются все вместе, геолог получает объективную модель рудного тела, – поясняет Саид Султанов. – Эта методика применяется по всему миру. Она исключает бурение вслепую, ведь это – самый дорогой вид работ и самый трудоемкий. Компании потратят 1–2 года на аналитику, прежде чем начнут бурение. Когда мы приступаем к бурению, то на 90% должны знать, что можем увидеть в керне.
Иными словами, вся методика направлена на то, чтобы снизить риск, связанный с поисками. На форуме PDAC участники отмечали эффективность этой методики разведки: все вспомогательные методы должны применяться в сочетании с основным – бурением. И более того, она помогает видеть, как позднее участок можно будет превратить в месторождение и вывести его на добычу.
– Когда нам необходимо знать мнение третьей независимой стороны, мы применяем программные решения компании Intrepid Geophysics. Зачем? – спрашивает Саид Султанов и тут же отвечает. – Мы занимаемся сбором, анализом и интерпретацией геолого-геофизической информации, а в этом деле две головы лучше, чем одна, а три лучше, чем две. Вот и проверяем на другом компьютерном приложении, и уж тем более самое малейшее наше сомнение подвергается контролю качества.
Aurora Minerals Group по геологическому франчайзингу завезла в Казахстан радары контроля стабильности склонов GroundProbe, которые позволяют удаленно наблюдать за стабильностью склонов открытых карьеров и заранее предупреждают об обрушении бортов. Радары прошли тестирование на крупных промышленных объектах в Казахстане и вскоре будут установлены для обеспечения безопасности производства и рабочих.
Большие надежды компания возлагает на применение технологий искусственного интеллекта, и такие исследования она провела на проекте в Австралии.
Больше бурения, геофизики и геохимии
– За два с половиной года мы успели поработать практически по всему Казахстану. Начинали с аэрогеофизических исследований в Карагандинской и Северо-Казахстанской областях. В Алматинской и Акмолинской проводили геохимические и аэрогеофизические работы. В Восточно-Казахстанской области ведем ряд проектов. В Актюбинской на четырех золоторудных объектах мы провели аэрогеофизику и электромагнитную съемку, 5 000 м колонкового бурения. И предполагаем открыть золоторудное месторождение близ Юбилейного, – говорит Саид Султанов.
Но гораздо большего успеха в AMG ожидают от результатов разведки на четырех тысячах квадратных километров в Северо-Казахстанской области, где провели аэрогеофизические и буровые исследования на золото и полиметаллы. Это довольно интересный регион: вся территория вокруг Васильковского месторождения в радиусе 400 км представляет интерес для геологов.
– Актюбинская и Северо-Казахстанская области недоразведаны и очень богаты полезными ископаемыми, – уверен спикер. – Глядя на интерактивную карту, замечаю, что больше недропользователей проявили интерес к данным областям. Еще пару лет назад на ней было много пустующих участков. Теперь же все доступные блоки на западе и севере законтрактованы. У инвесторов появился интерес к разведке. Последний аукцион прошел успешно, как нам показалось. Цены на металлы поднялись, мораторий на предоставление права на недропользование снят, и все меры, принимаемые государством для либерализации отрасли, привели к тому, что пришли не только иностранные инвесторы, но и казахстанские компании стали вкладывать деньги в геологоразведочные проекты.
Руководство компании считает, что прошлый полевой сезон был очень успешным, и тщательно готовится к предстоящему сезону. В офисе кипит работа – расписан план работ, распределены собственные ресурсы, по каждому проекту формируется рабочая группа на новый полевой сезон. Предстоит провести геохимию, аэроэлектроразведку, наземную геофизику методом вызванной поляризации (IP) для выявления перспективных аномалий, продолжить поисковое бурение методом RC в слабоизученных местах и разведочное колонковое бурение на рудных телах с последующим подсчетом запасов.
Сергей Тен
журнал «Горно-металлургическая промышленность» №3-2018