Такое мнение высказал директор департамента экологии и промышленной безопасности АГМП Талгат Темирханов в своем выступлении на сессии «Развитие «зеленой» экономики в горнодобывающей отрасли Казахстана», прошедшей в рамках X Горно-геологического форума МАЙНЕКС Казахстан.
На сессии обсуждались Концепция нового Экологического кодекса РК, обновленные требования к ликвидации последствий недропользования в Кодексе РК «О недрах и недропользовании» и изменения в подходе к оценке обязательств по ликвидации горных предприятий, новые механизмы стимулирования недропользователей по внедрению «зеленых» технологий, развитие культуры безопасности на производстве.
Как подчеркнул в докладе руководитель департамента АГМП, объем экологических платежей и инвестиций в природоохранные мероприятия со стороны горнодобывающих предприятий с каждым годом значительно возрастает, что, естественно, вызывает у них озабоченность. Это связано не только с объемами эмиссий, но и с тем, что ставки плат привязаны к МРП, которые в свою очередь увеличиваются ежегодно. Может показаться, что растут объемы эмиссий, но в большинстве случаев это увеличение ставок.
В числе ключевых для сектора ГМК вопросов, требующих более детального обсуждения в рамках новой редакции экологического законодательства, Т. Темирханов выделил: использование экологических платежей самими предприятиями для внедрения наилучших доступных технологий (НДТ); отказ от инициативы внедрения механизма «посещений» экологической инспекцией объектов первой категории; условия перехода природопользователей на систему комплексных экологических разрешений (КЭР); разработку национальных стандартов по НДТ; исключение платы за размещение отходов, в случае, если отходы складируются в соответствии с требованиями законодательства и не воздействуют на элементы окружающей среды.
К примеру, лица, осуществляющие деятельность на объектах первой категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР), которое действует в течение 10 лет и должно содержать элементы НДТ. Однако большая часть предприятий ГМК в стране введена в эксплуатацию в 50-ых годах прошлого века, зачастую имеет технологическое оборудование со значительным уровнем износа. Согласно проекту Экологического кодекса предприятие, не имеющее технологических, экономических возможностей внедрить НДТ в течение 10 лет, не получает комплексное разрешение. Предприятие в таком случае вынуждено будет прекратить свою деятельность.
— Это влечет за собой значительные риски для ГМК, — заметил спикер. – Мы предлагаем несколько позиций. Во-первых, предусмотреть добровольный порядок перехода на КЭР в соответствии с утвержденной Концепцией. Учитывая, что некоторые действующие объекты эксплуатируются более 50 лет, предусмотреть возможность пересмотра или актуализации Программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ), требующих большего времени для внедрения НДТ.
Кроме того, законодатель предлагает обязать предприятия первой категории внедрять НДТ, при этом сохраняя экологические платежи, которые составляют, к примеру, для крупных предприятий ГМК порядка 22 млрд тенге в год. Следовательно, в течение 10 лет, пока предприятие внедряет НДТ, эта сумма увеличивается до 220 млрд тенге, без учета ежегодного повышения этих ставок.
— Мы считаем, что двойная нагрузка, которую понесет предприятие в ходе внедрения НДТ и осуществления экологических платежей, является дестимулирующим механизмом для предприятия и предлагаем согласовать позицию в части того, чтобы экологические платежи использовались самими предприятиями для внедрения НДТ, — подчеркнул Т. Темирханов.
Еще одно предложение связано с тем, что законодатель предусматривает разработку в Казахстане стандартов на базе европейских БРЕФ — довольно жестких, со сжатыми по нормативам лимитами.
— При первом приближении становится очевидным, что предприятия ГМК Казахстана пока не готовы переходить одномоментно к европейским стандартам, так как это потребует колоссальных вложений финансовых средств, и большая часть предприятий не сможет соответствовать этим требованиям. Мы считаем приемлемым, чтобы в Казахстане рассмотрели и приняли практику России, которая подразумевает разработку собственных национальных стандартов с учетом экономических возможностей предприятий. С момента принятия национальных стандартов каждые 10 лет они пересматриваются в сторону снижения выбросов загрязняющих веществ.
Одним из критериев соответствия НДТ является промышленное внедрение НДТ на двух и более объектах как в Казахстане, так и за ее пределами. АГМП предлагает ограничиться одним объектом ввиду отсутствия аналогичных объектов в республике. Тем более, не корректно сравнивать предприятия Казахстана с другими аналогичными предприятиями за пределами страны ввиду отличия применяемых сырья и материалов и уровнем их модернизации.
Следующее предложение касается обязательного проведения ежегодного экологического аудита для подтверждения выполнения природопользователями ППЭЭ.
— Это абсурдное предложение, — уверен директор департамента ассоциации. — Экологический аудит стоит порядка 50-100 млн тенге. И если предприятие ежегодно будет заказывать такие работы, то это повлечет за собой дополнительную финансовую нагрузку. Наше предложение — чтобы предприятие согласовывало ППЭЭ с госорганами, ежегодно отчитывалось по упрощенной схеме перед госорганами, а МЭ уже проверяло бы ход реализации этих программ путем проведения государственного экологического контроля.
Законодатель также предусматривает новый институт «посещений» объектов первой категории.
— Данный механизм уже предусмотрен в Предпринимательском кодексе. Мы считаем, что институт посещения приведет к большим коррупционным рискам, постоянному отвлечению от основной операционной деятельности специалистов предприятий. — высказал точку зрения выступающий.
Еще один пункт, волнующий природопользователей, – это сохранение платы за размещение отходов, противоречащий утвержденной Концепции.
— Когда мы обсуждали редакцию проекта Концепции, то сошлись на том, что если предприятие складирует и размещает свои отходы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, и они не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, то плата не возникает. Но в редакции проекта Экологического кодекса платность сохранилась. Мы ожидаем, что законодатель будет придерживаться утвержденной концепции.
В заключение Т. Темирханов отметил, что данный законопроект согласно утвержденному графику должен быть внесен на рассмотрение госорганов в сентябре текущего года, в Мажилис – в декабре, и оставшегося времени для более детального и всестороннего обсуждения недостаточно. Он предположил, что, если бизнес-сообщество поддержит, и это будет согласовано с уполномоченными госорганами, — поднять вопрос о необходимости увеличения сроков на рассмотрение данного документа.
Пресс-служба АГМП