В настоящее время обсуждается проект нового Экологического кодекса, одним из ключевых нововведений которого является механизм получения комплексных экологических разрешений (КЭР), предусматривающий внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Актуальным вопросам перехода на наилучшие доступные технологии в Казахстане был посвящен семинар, организованный Республиканской ассоциацией горнодобывающих и горно-металлургических предприятий.
В нем приняли участие представители предприятий горно-металлургического и нефтегазового секторов, депутаты Мажилиса Парламента РК, руководители и специалисты государственных органов, международные и казахстанские эксперты.
Видение АГМП по вопросу перехода на КЭР и внедрения НДТ в горно-металлургическом комплексе на семинаре представил исполнительный директор ассоциации Николай Радостовец.
Отметив, что в проекте Экологического кодекса предусмотрено очень мало мер, стимулирующих промышленные предприятия к внедрению НДТ, глава АГМП обозначил ряд ключевых вопросов, которые беспокоят сегодня бизнес – сообщество.
Во-первых, очевидно, что на данном этапе развития отечественного ГМК внедрение европейских стандартов потребует колоссальных инвестиций, и предприятия, которые не смогут соответствовать европейским стандартам, возможно, вынуждены будут прекратить свою деятельность. В этом плане более приемлемым видится опыт Российской Федерации, где уже внедряется механизм НДТ. Российский вариант предполагает стимулирование компаний и поэтапный переход на НДТ, в отличие от европейского радикального вхождения в новые условия, которое может вызвать у многих компаний шок.
Исполнительный директор АГМП остановился также на вопросе экологических платежей, которые согласно проекту Экологического кодекса предполагается сохранить на период внедрения НДТ. Так, сумма произведенных экологических платежей только системообразующих предприятий ГМК в 2018 году составила 22,5 млрд. тенге. Однозначно эти суммы необходимо использовать на внедрение НДТ, так как действующий порядок не учитывает их целевое использование и не направлен на модернизацию техник и технологий.
Во-вторых, с позиции АГМП, необходимо разработать национальные стандарты, которые позволят подготовить предприятия к периодичному пересмотру в сторону ужесточения.
Третий вопрос связан с рисками, возникающими в связи с отсутствием возможности пересмотра сроков реализации программ повышения экологической эффективности.
— В секторе ГМК наблюдается износ основного технологического оборудования, — напомнил руководитель ассоциации. — Это связано с тем, что более 75 % действующих предприятий введены в эксплуатацию в 50-х годах прошлого века. В связи с чем полагаем, что для таких предприятий должен быть предусмотрен порядок продления сроков реализации программ повышения экологической эффективности. При этом, возможно, переходный период должен быть выбран индивидуально для крупных компаний, с учетом реальной ситуации.
Н. Радостовец акцентировал внимание на отсутствии четкого механизма компенсации затрат на модернизацию энергопроизводящих организаций, заметив, что в этом плане необходимо рассмотреть возможность не только оставлять у предприятий часть экологических платежей, но и предусмотреть для ряда компаний облегчение по налогам в переходный период.
— В городах экологическая ситуация за последние годы не улучшилась, — отметил он. — Значит, есть один вариант — серьезно менять технологии. И если внедрять технологии, которые стоят миллиарды тенге, то многие руководители компаний задумаются, а не дешевле ли закрыть компанию?! Чтобы мы не дошли до такого нонсенса, необходимо всесторонне и взвешенно подойти к этому вопросу.
По его мнению, в текущих условиях необходимо подходить индивидуально, возможно, по каким-то компаниям облегчить налогообложение на тот период, пока будет проходить переоснащение и замена технологий.
В заключение Н. В. Радостовец подчеркнул, что по новому Экологическому кодексу предприятиям предстоит работать не один год. Поэтому важно, чтобы он был детально проработан, просчитаны последствия его введения для компаний ГМК, чтобы он не затормозил развитие сектора, показывающего сегодня динамичный рост.
Предложение исполнительного директора АГМП о продлении времени подготовки проекта Экологического кодекса и необходимости качественной проработки законопроекта поддержал депутат Мажилиса Парламента РК Шавкат Утемисов. Он также обратил внимание на внедрение механизма целевого использования экологических платежей для принятие природоохранных мер.
Инициативу ассоциации отложить принятие Экологического кодекса поддержала также председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева.
— Сейчас экологическая политика страны по отношению к промышленным предприятиям направлена на снижение объемов выбросов, которое идет через процесс модернизации. В рамках разработки нового Экологического кодекса основным спорным моментом, вызывающим много вопросов, является внедрение наилучших доступных технологий, — сказала она.
Обращаясь к представителям компаний ГМК, А. Соловьева подчеркнула:
— Если вы отстанете от того поезда, который идет, и не заскочите в последний вагон, то завтра европейские страны, которым вы продаете свою продукцию, могут выработать такие требования, что вы не сможете продать им свою продукцию, имея высокоуглеродный след. Я думаю, что модернизация производственных процессов, формирование условий для создания новых высокотехнологичных предприятий являются очень важным требованием.
Как сообщила руководитель юридической службы российского федерального госучреждения НИИ «Центр Экологической промышленной политики» Арина Волосатова, в России государством уже используются меры поддержки промпредприятий, внедряющих НДТ. В частности, по ее словам, затраты по снижению негативного воздействия на окружающую среду и по внедрению НДТ там зачитываются в счет экоплатежей (прим. фактически из платы за эмиссию вычитаются потраченные на природоохранные мероприятия и на модернизацию суммы).
Помимо этого, по данным российского спикера, предприятия в РФ могут получить от государства инвестиционный налоговый кредит (прим. форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов, то есть отсрочка по выплате налогов) при внедрении НДТ.
Опытом по внедрению НДТ в Российской Федерации поделился также начальник отдела металлургической, нефтегазовой и горнорудной промышленности ФГАУ «НИИ «ЦЭПП» Илья Курошев.
О перспективах внедрения НДТ в нефтедобывающем и нефтеперерабатывающем секторах сообщил директор департамента по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей Ассоциации KAZENERGY Яромир Рабай. О деятельности Международного центра «зеленых» технологий и инвестиционных проектов по созданию площадки и продвижению принципов НДТ проинформировала первый заместитель руководителя Центра Гаухар Бейсеева.
Пресс-служба АГМП