Для развития машиностроения в Казахстане необходимо умение перестраиваться и глобальное мышление, с этой отраслью нельзя разговаривать с позиции общепринятых правил, так считает директор ТОО «Карагандинский машиностроительный консорциум» Болат Кенжин, передает корреспондент BNews.kz.
Директор ТОО «Карагандинский машиностроительный консорциум», доктор технических наук, профессор Болат Кенжин уверен, что сегодня многие машиностроительные заводы в Казахстане переживают не лучшие времена.
«Так уж сложилось исторически, что в Карагандинской области всегда добывали уголь и руду. Поэтому заводы строились такие, чтобы производить оборудование в помощь добывающей отрасли. Выживать в нынешних условиях нашим предприятиям очень сложно», — говорит Болат Маулетович.
— Болат Маулетович, расскажите, пожалуйста, какова сейчас ситуация на карагандинских машиностроительных заводах.
— Горнодобывающая промышленность — это карьеры, шахты, добыча руды и угля, а также других полезных ископаемых. И для них необходима техника, машины и оборудование. Ситуация сейчас для предприятий сложная, главная причина в том, что в Казахстане нет заказов для горнорудного и горношахтного машиностроения. Наш карагандинский Машзавод №1, например, работает в основном на экспорт, поставляет продукцию в Россию.
Россия нуждается в нашей продукции, поскольку Машзавод сейчас практически один завод, который работает по направлению горношахтное оборудование. Выпускаем стойки рудничные гидравлические для рудников и шахт, домкраты для секций.
— Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы машиностроение в стране развивалось стабильно?
— Машиностроение — это финансовоемкая отрасль, поэтому невозможно с машиностроением разговаривать на базе общепринятых правил. Необходимы денежные вливания во всех направлениях. Также важны институты развития, это те институты, которые дают интеллектуальную собственность и сегменты машиностроительной продукции.
Важна обучающая база, потому что сейчас наши студенты из вузов приходят на предприятия неподготовленными, совсем немногие соответствуют уровню начинающего инженера. Получается, что средний возраст токаря составляет 52 года. Даже он если работает на станках, его сложно научить работать на современном оборудовании.
— Какие шаги, вы считаете, делаются в этом направлении в стране?
— Дело в том, что государство уделяет внимание развитию машиностроения, но в большей степени нефтяного. Помощь идет автомобильному, сельскохозяйственному машиностроению, а горношахтное, горнорудное остается как-то в стороне. Я думаю, это потому, что оно не приносит таких прямых дивидендов. Но мы надеемся, что дойдет очередь и до нас.
— В Астане 1 октября состоится III форум, организаторами которого выступают правительство и Союз машиностроителей Казахстана, какие вопросы планируете поднять там?
— Конечно, мы будем обсуждать проблемные вопросы. На форуме при рассмотрении вопросов деятельности машиностроительных предприятий в новых экономических условиях и во время роста международной конкуренции, сокращения рынков сбыта и ухудшения макроэкономической ситуации, мы должны выработать рекомендации по освоению новых видов продукции на предприятиях Казахстана, в том числе и с зарубежными партнерами. Будем говорить о возможности модернизации производств.
Основной сегмент рынка сейчас в Казахстане — это горнорудное направление. Это шагающие экскаваторы, это карьерная техника. Мы перестраиваем свое производство на перспективное горнорудное направление. Сейчас в Казахстане на 3 млрд долларов закупают за рубежом карьерной техники. Нам необходимо перестроиться, кадры обучать — это большая серьезная тема, нужны совершенно другие станки, и, если бы была возможность это делать, было бы развитие и выгода.
— Как, по-вашему, наладить рынки сбыта?
— Самое главное, на первом этапе не нужно ориентироваться на экспорт нашей продукции, нужно ориентировать на внутренние рынки. Необходимо приучить наши предприятия пользоваться нашей продукцией, мы бы технологически его сопровождали, при выпуске конкурентоспособной продукции, как по цене, так и по качеству, а потом можно будет выходить и на внешние рынки. Сейчас, на мой взгляд, нужно поддерживать те машиностроительные предприятия, которые приводят большую цепочку к добавленной стоимости и оставляют ее в Казахстане, то есть делают «от и до». Это сельскохозяйственное и горнорудное машиностроение, это те направления, которые, на мой взгляд, сейчас надо выделять.
www.bnews.kz