В этом году Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) отметила свой 10-летний юбилей
Защита законных интересов предприятий горно-металлургической отрасли была и остается ключевым приоритетом ассоциации. АГМП принимает участие в разработке важных для ГМК законов и программных документов, выступает инициатором диалога профессионального сообщества с госорганами, представляя консолидированную позицию отрасли по проблемам недропользования, экологии, налогообложения и др.
В настоящее время членами ассоциации являются свыше 90 предприятий горно-металлургического комплекса республики, среди которых такие флагманы отрасли, как ТОО «Евразийская Группа», «Корпорация «Казахмыс», «Казцинк», АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» и др.
Ассоциация имеет официальную аккредитацию в 13 министерствах и ведомствах, входит в состав основных рабочих групп по совершенствованию отраслевого законодательства и является полномочным представителем работодателей в диалоге социального партнерства.
Эксперты АГМП регулярно проводят конъюнктурные исследования. Так, в числе таковых – изучение ситуации в сфере кадрового обеспечения отрасли,
развития социального партнерства, законодательного регулирования недропользования. Кроме всего прочего, специалисты ассоциации деятельно участвуют в разработке отраслевых технических регламентов и стандартов.
С первых дней своего существования АГМП сосредоточилась на объединении усилий предприятий – членов ассоциации по развитию их производственно-финансовой деятельности и гармонизации социально-трудовых отношений. АГМП встала на защиту прав и интересов горнодобывающих и горно-металлургических компаний, налаживая партнерские контакты с уполномоченными госорганами, профсоюзами, транспортными и энергетическими компаниями, а также другими объединениями работодателей.
К примеру, у ассоциации появилась возможность от имени всех компаний ГМК за «круглым столом» вместе с представителями национального железнодорожного перевозчика обсуждать проблемы своевременного обеспечения вагонами, сокращения простоев подвижного состава, формирования величины железнодорожного тарифа и возможность предоставления временных понижающих коэффициентов.
Подобные встречи благодаря АГМП теперь регулярно проводятся и со специалистами АО «KEGOC».
– Законопроектная деятельность стала одним из ведущих направлений нашей каждодневной работы. Инициативы предприятий должны быть обязательно услышаны, ведь им затем придется работать по новым распоряжениям Правительства и министерств, – считает исполнительный директор ассоциации Николай Радостовец. – Сегодня все изменения в нормативно-правовые акты обязательно проходят обсуждение в АГМП. Каждый год экспертизе подвергаются свыше 2 тыс. документов.
В составе рабочих групп эксперты ассоциации участвуют в совершенствовании налогового, трудового и экологического законодательства, действующих законов «О недрах и недропользовании», «О пенсионном обеспечении в РК» и многих других.
Совместно с Казахстанской ассоциацией организаций нефтегазового и энергетического комплекса «Kazenergy» они – инициаторы и активные разработчики Горного кодекса.
И мы с удовлетворением отмечаем, что мнение ассоциации, как правило, учитывается. Нам, несомненно, уделяют немало внимания, учитывая ту роль, которую играет горно-металлургическая отрасль в экономике страны, создании и сохранении рабочих мест, производстве товаров и услуг, налоговых поступлениях в бюджет.
Государство пошло предприятиям ГМК навстречу, провозгласив новую экономическую политику, предусматривающую свободный курс тенге и поддерживающую завоеванные отечественными товаропроизводителями экспортные позиции. А крупным отраслевым компаниям, в том числе
АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат», «ТНК «Казхром»,
«АрселорМиттал Темиртау», «Алюминий Казахстана», ССГПО, ТОО «Казцинк», «Таразский металлургический завод», «Темиртауский электрометаллургический комбинат», «BapyMining», предложило пакет мер, которые позволили не только выжить, но и сохранить подчас минимальный, но действующий уровень производства.
К этим мерам следует отнести введение льготных тарифов на перевозку сырья и готовой продукции железнодорожным транспортом, на передачу электроэнергии, установление нулевой ставки НДПИ и отмену таможенной ставки на транспортировку сырья, продление запрета на экспорт лома и отходов черных металлов. Весьма дальновидным видится и решение Правительства перенести на более поздний срок (пока на мировых рынках не подрастут цены на металлы и продукцию из них) введение налога с продаж, а также повременить с реализацией идеи централизованного закупа электроэнергии и увеличения финансовой, налоговой нагрузки на предприятия по социальным отчислениям.
– Предоставление предприятиям временных понижающих тарифов на электроэнергию и перевозку продукции не может служить действенным рыночным механизмом, особенно после вхождения Казахстана в ЕАЭС и
ВТО. Чтобы предупредить обвинения и претензии со стороны наших торговых партнеров, мы предлагаем заморозить тарифы на железнодорожные перевозки и передачу электричества, – говорит Николай Радостовец. –
Введение свободно плавающего курса тенге дало предприятиям передышку минимум на полгода, чтобы восстановить свои позиции, но предполагаемое повышение тарифов приведет к инфляционному давлению на затраты компаний, что незамедлительно отразится на их конкурентоспособности. Поэтому в Казахстане должен быть введен мораторий на рост тарифов всех естественных монополий. Если в условиях мирового экономического спада инфляционная спираль начнет раскручиваться быстрее, конкурентоспособность ГМК не выдержит роста издержек и затрат. Установление же фиксированных тарифов послужит гарантом того, что отечественная экономика будет больше ориентироваться на тенге и собственное производство.
Своевременное решение производственных проблем предприятий создает условия для стабильной работы трудовых коллективов. Модель трипартизма, на основе которой все ключевые решения в сфере трудовых отношений принимаются как результат достигнутого взаимопонимания между объединениями профсоюзов, работодателями и профильным министерством, прочно утвердилась в горно-металлургическом комплексе республики.
АГМП постоянно работает над развитием диалога с профсоюзами и поддерживает имидж компаний горно-металлургической промышленности, осознающих свою ответственность перед обществом.
К слову, горняки и металлурги стали первыми в истории независимого Казахстана, кто совместно с профсоюзами инициировал и отстаивал внедрение так называемого повышающего отраслевого коэффициента (ПОК) для работающих во вредных условиях и начал практиковать заключение отраслевых соглашений.
Уже в первом таком соглашении, подписанном в 2006 году, были закреплены многие гарантии социальной защиты горняков и металлургов, в том числе ПОК, равный 1,6. Сегодня на всех предприятиях отрасли действуют коллективные договоры. Опыт социального партнерства в ГМК рассматривался на уровне республиканской трехсторонней комиссии и был признан успешным.
Однако не всегда предлагаемые государственными органами нововведения находят безусловную поддержку в горно-металлургической отрасли. Многие проекты требуют серьезной совместной доработки представителями государства и бизнеса.
Так, по мнению Николая Радостовца, пока достаточно «сырыми» выглядят предложения Министерства здравоохранения и социального развития РК о введении двухпроцентных сборов на обязательное медицинское страхование и увеличении обезличенных пенсионных выплат с 2017 года. Как пояснил Николай Владимирович, финансовая нагрузка на компании в этом случае составит не менее 31%.
Они складываются из 11% социального налога, 10% – пенсионных, 5% – дополнительных пенсионных выплат за счет работодателя и 5% – на обязательное медицинское страхование.
Чтобы не быть голословными, эксперты АГМП планируют запросить статистические данные от всех предприятий отрасли и проанализировать их.
Это исследование, по мнению специалистов, даст объективную картину происходящих в ГМК экономических процессов и позволит с конкретными цифрами апеллировать к госорганам.
– Сейчас обсуждается вопрос о взимании НДПИ с забалансовых руд. Введение этого налога значительно осложнит жизнь предприятий с особой спецификой производства, где смешиваются балансовые и забалансовые руды, – пояснил Николай Владимирович. – Но больше всего нас волнует намечаемый переход на налог с продаж, введение которого планируется также в 2017 году. На сегодняшний день у авторов этой идеи нет ясного представления, как будет действовать механизм этого налога. Специалисты профильных госорганов нам даже четко не могут пояснить, заменит ли НДС налог с продаж или эти сборы не исключают друг друга? А из некоторых пояснений следует, что фактически это будет налог с оборота, а никакой не налог с продаж.
Кроме того, разработчики законопроекта предлагают изменить схему возврата НДС. Из-за этого, полагают в АГМП, несомненно, налоговая нагрузка увеличится. Возврат НДС важен с точки зрения пополнения оборотных средств, и, когда налог своевременно не возмещается, долг государства растет, а предприятию не хватает средств для оплаты услуг поставщиков и подрядчиков.
Если отечественные предприятия по-прежнему будут платить этот сбор несколько раз по всей цепочке поставок, это значительно увеличит себестоимость выпускаемой ими продукции.
– Непонятно, как казахстанские производители смогут конкурировать в рамках Евразийского экономического союза, если, к примеру, их российские коллеги не будут облагаться налогом с продаж, – недоумевает исполнительный директор АГМП. – Более того, ни одна страна еще не переходила так быстро с НДС на налог с продаж. На наш взгляд, пока окончательное решение не принято, следует смоделировать действия перехода с одного налога на другой, оценить его воздействие на налоговое администрирование и экономику. В связи с этим мы предлагаем не спешить, и если уж вводить новую налоговую модель, то с 2019 года.
Если все же переход на новую модель налогового администрирования неизбежен в последующие два года, то эксперты АГМП предлагают механизм налога с продаж сделать более гибким для предприятий горно-металлургического сектора. К примеру, сделки по реализации полуфабрикатов и сырья для производства конечной продукции освободить от налога с продаж, дабы стимулировать на предприятиях развитие цехов высоких переделов. Законодатель мог бы гарантировать экспортерам ГМК возврат превышения НДС в полном объеме либо возможность компенсации такого превышения за счет льгот по другим налогам.
Таким образом, большая часть производственных и социально-экономических вопросов предприятий отрасли, которые они адресуют в различные инстанции через АГМП, на данный момент решена или находится в стадии рассмотрения.
«Горно-металлургическая промышленность» №10, 2015 Марина Антонова