На прошедшей 15 марта встрече Главы государства Нурсултана Назарбаева с председателем правления АО «НАК «Казатомпром» Аскаром Жумагалиевым Президент вновь отметил особую роль атомной промышленности в развитии страны. Он не исключил, что государство может вернуть себе активы в отрасли, так как частные собственники далеко не всегда оказываются эффективными управленцами.
В свою очередь Аскар Жумагалиев сообщил Главе государства об исполнении его поручений и ходе реализации программы трансформации компании, за счет которой «Казатомпрома» снизил производственную себестоимость на 16 млрд тенге, а экономическая добавленная стоимость компании, напротив, выросла почти на 17 млрд тенге. Нурсултан Назарбаев особо отметил тот факт, что республика является крупнейшим производителем урана в мире, поэтому «Казатомпром» является важным активом страны.
– «Казатомпром» имеет доли участия в различных совместных предприятиях, в части которых партнеры не выполняют взятые на себя обязательства. В этой связи необходимо либо обеспечить реализацию ими своих обязательств, либо рассмотреть возможность возврата активов в интересах нашего государства, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
В последнее время государство, наоборот, активно уходило из атомной отрасли, чтобы повысить ее эффективность, но, видимо, эта политика пока не дала должных результатов. Однако стоит ли государству вновь забирать активы, отданные в частные руки, в частности, представителям иностранных компаний?
Под крылом государства
Председатель правления BRB Invest Галим Хусаинов, несколько лет проработавший в атомной отрасли, заметил, что, когда речь идет о возможности возвращения под крыло государства активов, скорее всего, говорят о месторождениях, которые были разведаны с участием иностранных компаний и так и не вышли на проектную мощность. По его словам, по таким активам нужно понимать первопричину простоя, ведь не все месторождения являются легкими с точки зрения разработки и геологии. Эксперт заметил, что в большинстве стран атомная отрасль принадлежит государственным компаниям, так как это стратегическая сфера, которая требует должного контроля.
– Многие частные компании, с которыми работает «Казатомпром», являются крупными иностранными национальными компаниями, такие как Cameco, Areva, Uranium One и так далее. Любая иностранная компания в первую очередь смотрит на прибыльность проекта. Однако пока в Казахстане многие проекты в урановой отрасли нерентабельны по причине «кривой» налоговой системы, которая не позволяет развивать бедные рудники. Поэтому, когда иностранным партнерам предоставляют месторождения с низким содержанием урана, они становятся заведомо нерентабельными и они их не развивают. Думаю, что интерес государства к атомной отрасли будет расти, так как она очень перспективна, по сути, единственная альтернативная конкурентоспособная энергетика углеводородному сырью. Сейчас у Казахстана есть уникальная возможность войти в число тех стран, которые имеют технологии полного цикла, начиная от добычи и заканчивая производством топливных таблеток, что может дать существенные конкурентные преимущества для экономики, – сказал Галим Хусаинов.
Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов заметил, что Казахстан изначально ставил перед собой амбициозные и долгосрочные задачи по использованию мирного атома для создания новой высокотехнологичной отрасли национальной экономики. Он предполагает, что экономическая реальность заставляет власти форсировать эти процессы, поэтому Президент требует максимальной отдачи от частных компаний, занятых в отрасли. Эксперт заметил, что, хотя государство и считают плохим собственником, есть стратегические отрасли и сферы, где даже в странах с устоявшейся рыночной экономикой доля участия государства крайне высока. И атомная отрасль относится к числу таковых.
– Казахстан ставит перед собой задачу превратиться из ведущего поставщика уранового сырья в одного из ключевых игроков мирового рынка ядерного топлива путем внедрения высоких стадий передела урана и производства ядерной продукции с высокой добавленной стоимостью. Чтобы заявленные цели, наконец, реализовались, правительству необходимо ускорить реализацию проектов, направленных на завершение формирования вертикально-интегрированного атомно-промышленного комплекса. В условиях обострения международной конкуренции на ядерно-энергетическом рынке политика государства должна строиться на приоритете национальных интересов и принципе прагматизма. Что мы и видим сейчас, исходя из заявлений президента Казахстана. Это выверенный прагматичный подход, – сказал Алишер Хамидов.
Слишком важная сфера
Эксперт-аналитик инвестиционной компании «Финам» Алексей Калачев подчеркнул, что Президент Казахстана неоднократно высказывал озабоченность состоянием безопасности в атомной отрасли. Так, еще в 2011 году на международной конференции «За безъядерный мир» Нурсултан Назарбаев подчеркивал, что «в международных конвенциях по использованию мирного атома не учитывается растущий интерес транснациональных корпораций к ядерной энергии». Он заметил, что ядерная отрасль имеет стратегическое значение не только в сфере энергетики и обороны, но и с точки зрения экологии. Видимо, это все же не та сфера, где граждане чувствуют себя спокойно, когда предприятия повышенной опасности находятся в частных руках, сказал эксперт.
– Даже если не рассматривать Россию или Китай, в большинстве стран, за исключением, пожалуй, лишь США, атомная промышленность контролируется государством. Например, Франция – единственное государство, в котором три четверти объема электроэнергии вырабатывают атомные станции. По масштабу, независимости и разнообразию собственных ядерных технологий – от полного ядерного топливного цикла и различных реакторных концепций до ядерного оружия и атомных силовых установок – страна входит в тройку мировых лидеров, наряду с США и Россией. Для Франции характерна высокая централизация атомной отрасли под преимущественным контролем государства. Основные поставщики ядерных технологий – государственный Комиссариат по атомной и альтернативным источникам энергии (CEA) и компания Areva, примерно на 90 процентов принадлежащая государственным структурам. Крупнейший потребитель технических решений для атомной энергетики – компания EDF, на 85 процентов, принадлежащая опять-таки государству и контролирующая все ядерные генерирующие мощности Франции. Другая крупнейшая французская энергокомпания — GdF Suez — имеет миноритарные пакеты акций лишь двух АЭС во Франции: «Шуз» и «Трикастен», а также небольшие доли в некоторых других французских атомных проектах. Она же контролирует атомные станции в Бельгии, – привел примеры из международной практики Алексей Калачев.
Он заметил, что о рыночной капитализации компаний можно говорить лишь тогда, когда их акции котируются на бирже. После полной национализации этот параметр невозможно будет рассчитать. Если приватизируется контрольный пакет, а миноритарные доли котируются на бирже, то, по его словам, относительно предприятий атомной промышленности это не должно отрицательно сказаться на капитализации.
На повышенных скоростях
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов заметил, что приватизация сырьевых компаний, в принципе, имеет смысл лишь в случае, если частные собственники способны заметно увеличить добычу. По его словам, если добыча не растет, то лучше оставить собственником государство.
– В 2015 году совокупная добыча урана в Казахстане выросла на 4,3 процента – до 23,8 тыс. тонн. При этом «Казатомпром» сократил производство урана на 1,2 процента –до 13 тыс. тонн. Тем не менее можно предположить, что общий рост на 4,3 процента не устроил государство, которое требует от частных компаний более активных усилий по его ускорению. И сейчас Президентом подается сигнал, в том числе представителям иностранного бизнеса, имеющего долю в казахстанской атомной отрасли, что нужно интенсифицировать работу. Скорее всего, это также связано и с тем, что государство пересматривает приоритеты, в условиях падения цен на нефть роль других отраслей, в том числе атомной, будет возрастать, – отметил Дмитрий Лукашов.
Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков сказал, что важность атомной отрасли для страны сложно переоценить, поскольку она является источником не только энергии, но и в будущем может стать основой обороноспособности государства. Исходя из этого Президент правильно поставил задачу по возврату активов атомной отрасли в пользу государства, считает он. Поэтому процесс национализации активов атомной отрасли может реализовывать правительство как уполномоченный государственный орган, заключил он.
«Литер» Марат Елемесов