16 марта в Национальной палате предпринимателей (НПП) «Атамекен» состоялось первое в этом году заседание Комитета горнорудной и металлургической промышленности. В самом начале встречи участники кворума единогласно утвердили переизбрание действующего председателя комитета Николая Радостовца на новый срок. После этого глава горно-металлургического направления общенациональной бизнес-ассоциации отчитался о проделанной работе за 2015 год.
Согласно последовавшему докладу заместителя исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Максим Кононова, сейчас горнорудное ответвление НПП в лице АГМП активно участвует в обсуждении проекта Кодекса «О недрах и недропользовании», а также Единого кодекса государственных доходов. По словам представителя Ассоциации, работа по этим двум стратегическим документам в госорганах не связана, что напрямую сказывается на качестве как компонента недропользования будущего Налогового кодекса, так и системы налогообложения, предложенной в недропользовательском законопроекте. Кроме того, наиболее важным для предприятий ГМК в рамках нового налогового регулирования станет переход с НДС на налог с продаж, что влечет за собой большой риск для увеличения налоговой нагрузки из-за отсутствия механизма зачета и принятия каскадного механизма взимания. Это приведет к росту цены на казахстанскую горно-металлургическую продукцию за рубежом и снизит маржинальность предприятий, сообщил эксперт АГМП. Впрочем, сейчас со стороны экономического блока правительства наблюдается готовность обсуждать вопросы возвратности последнего в цепочке налога с продаж, хотя это существенно не уменьшит возврастающую в результате реформы налоговую нагрузку.
«Предлагаемую ставку в размере 5% мы считаем завышенной, и даже 3%, о которых иногда говорит Министерство национальной экономики, мы также считаем завышенной, поскольку расчеты показывают, что оптимальной должна быть ставка в 1%. В качестве альтернативы введению налога с продаж, на наш взгляд, нужно усовершенствование администрирования НДС. Такое предложение тоже сейчас рассматривается в Министерстве. Мы также опасаемся переноса налоговой нагрузки с налога на сверхприбыль на НДПИ. Это не имеет, на наш взгляд, каких-либо оснований», — сказал заместитель директора АГМП в своем выступлении.
По информации Кононова, в Ассоциации недавно была расчитана средняя налоговая нагрузка по отрасли с применением методики международных финансовых институтов. Расчеты налогового бремени ГМК в АГМП расходятся с показателями, которыми обычно оперирует Министерство финансов в своих аргументах по увеличению фискальных сборов с горно-металлургических предприятий. Они были сделаны на основе данных по прибыли до налогообложения, а не совокупного годового дохода, который зачастую используется в расчетах госорганов.
«За последние три года в среднем коэфициент налоговой нагрузки на предприятия ГМК составляет 60%. Для сравнения Минфин в своих расчетах показывает цифру 12-15%. Очевидно, что эти цифры разные, подходы тоже разнятся», — пояснил Максим Кононов.
По данным замдиректора АГМП, проект Кодекса о недрах предусматривает несколько концептуальных изменений в системе оценки запасов полезных ископаемых.
«В нем более четко определены границы недропользования, и есть устранение государственного учета и контроля полезных ископаемых в связи с переходом на международную систему подсчета оценки запасов. Такие изменения в законодательстве не согласуются с действующей системой налогообложения, что требует однозначно ее кардинального пересмотра. В первую очередь это касается НДПИ. Необходимо, на наш взгляд, чтобы уполномоченные органы в лице Министерства по инвестициям и развитию, Минэк и Минфин ответили уже сейчас на этапе, когда формируется концепция нового Налогового кодекса, на вопросы что будет вообще с НДПИ, потому что на сегодняшний день понимания нет. Во-первых, непонятно, что будет объектом налогообложения НДПИ с учетом того, что меняются принципы подсчета запасов. То есть уже не будет как таковых погашенных запасов, от которых сейчас НДПИ взимается. Второй вопрос, будут ли облагаться НДПИ полезные ископаемые, которые не реализуются, а просто добываются. Третий вопрос – что будет являться подтверждением физического объема добытых полезных ископаемых. И, наконец, четвертый вопрос касательно НДПИ это: что будет определять экономическую рентабельность добычи полезных ископаемых, потому что именно понятие экономическая рентабельность в проекте Кодекса «О недрах» используется в качестве объекта обложения НДПИ, то есть вместо погашенных запасов там прописано «экономически рентабельных для отработки части недр», если цитировать напрямую. При этом, что такое «экономически рентабельные части» никто, включая разработчиков, пока не ответил», — рассказал топ-менеджер АГМП.
Также, по словам заместителя директора горно-металлургической Ассоциации, остается много вопросов относительно замены бонуса коммерческого обнаружения, подписного бонуса, платежа по возмещению исторических затрат на арендный платеж. Предприятиям здесь непонятен механизм применения арендного платежа по отношению к операциям по добыче, в то время как с геологоразведкой регулирование более-менее ясно, отметил представитель АГМП.
«На наш взгляд, следует обратить внимание разработчиков Кодекса «О недрах» на необходимость четкого разделения схем налогообложения по контрактам, заключенным до и после 1 января 2017 года с возможностью сохранения стабильности режима налогообложения на текущие контракты. Вообще, по нашему убеждению, обеспечение налоговой стабильности является ключевым для обоих Кодексов. Но пока в обоих случаях мы четкой гарантии этого не видим, к сожалению», — констатировал Максим Кононов.
Между тем, по информации другого заместителя директора АГМП Ербола Закариянова, в первые две недели марта на базе Ассоциации состоялось обсуждение первого драфта законопроекта Кодекса «О недрах и недропользовании», который предоставила юридическая фирма White & Case, работающая по заказу Министерства по инвестициям и развитию. В результате дискуссии между предприятиями поступило более 500 предложений по законопроекту. Они были обобщены и направлены в Министерство по инвестициям и развитию в виде письма и сравнительной таблицы.
«Мы отметили, что принятая до этого концепция Кодекса изменилась. Абсолютно для твердых полезных ископаемых предусматривается лицензия. Мы говорили о том, что давайте в концепцию заложим контракты по стратегическим, уникальным месторождениям и это было принято в концепции, но в проекте Кодекса этого не оказалось, сплошная лицензия. Сама лицензия подкреплена соглашением, которое совершенно не влияет на лицензию. Если лицензию отнимут, то тогда это соглашение остается неисполнимым. Поэтому у нас есть четкое представление, что мы должны отстаивать, чтобы на стратегически важные месторождения предусматривался инвестиционный контракт. Кроме того, у недропользователей есть вопросы по переходному положению. Неизвестно, как будут действующие контракты работать после введения Кодекса в силу. Очень много вопросов по лицензии, так как риск ее отбора может возникнуть при практически малейших недоработках», — сказал Закариянов в своем докладе.
По информации Закариянова, АГМП предоставила подавляющее большинство вариантов законодательных предложений, которые сформировали предприятия. Единая позиция компаний ГМК в целом сложилась по концептуальным вопросам. В конце марта обсуждение законопроекта продолжится во взаимодействии с профильным министерством.
В ходе совещания один из представителей горно-металлургической отрасли также проинформировал собравшихся о том, что сейчас в Сенате рассматриваются законодательные изменения в сфере регулирования ВИЭ. Эти поправки позволят индексировать тарифы на «зеленую» электроэнергию с ориентиром на изменения в валютном курсе тенге. На данный момент электроэнергия от ветростанций, мини-ГЭС, солнечных панелей, как известно, закупается расчетно-финансовым центром при KEGOC по заложенным тарифам в 25-40 тенге за киловатт/час за счет перекрестного субсидирования от тарифов традиционных производителей энергии. Таким образом, развитие ВИЭ финансируется за счет простых потребителей и промышленных предприятий, так как последние потребляют до 70% электроэнергии в Казахстане. После вступления поправок в силу, тарифы на электроэнергию от возобновляемых источников энергии могут возрасти до 60-100 тенге за киловатт/час, что может создать потребность в увеличении их дотирования за счет традиционных источников генерации. Такое развитие событий в последующем ударит по экономике горно-металлургических предприятий. В АГМП предлагают исключить из проекта закона предлагаемую норму о ежегодной индексации тарифов на энергию ВИЭ с привязкой к изменению курса тенге к доллару США с учетом того, что Казахстан взял курс на дедолларизацию страны.
Кроме того, по данным компаний ГМК, сейчас Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции рассматривается заявка АО «Интергаз Центральная Азия» на утверждение пятилетних тарифов и инвестиционной программы на услугу по транспортировке газа по магистральным сетям с вводом в действие с 1 июля 2016 года. Заявленный тариф в 15458 тенге за тысячу кубометров более чем в 11 раз превышает действующий тариф на уровне 1346 тенге за тысячу кубометров. Вдобавок к этому с 1 июля 2016 года ожидается повышение на 15% предельной цены оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке, установленной Министерством энергетики. Более того, в ближайшем будущем АО «Казтрансгаз Аймак» выходит с новыми заявками на утверждение более высоких тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям. Из-за этого горно-металлургические предприятия в Костанайской и Актюбинской областях ожидает рост цен на тепло- и электроэнергию, получаемых за счет сжигания газа, что может повлиять на конкурентоспособность казахстанской горнорудной продукции на мировом рынке.
www.agmp.kz