Для предприятий АО «Варваринское» и ТОО «Орион Минералс» демонтаж дороги областного назначения с целью разработки карьера является необходимостью. Однако это доставит неудобства жителям ближайших поселков, которые будут вынуждены добираться до Костаная окольными путями.
По словам директора АО «Варваринское» Александра Симона,
геологическая разведка показала наличие запасов золотоносной руды на участке дороги Житикара — Ка- мысты — Ливановка в Костанайской области. А для месторождения Комаровское, находящегося всего в 10 км от Житикары, данный факт весьма кстати. Ибо запасы действующего карьера на сегодняшний день оказались практически исчерпаны.
Добычу на Комаровском ведет предприятие ТОО «Орион Минералс», которое в настоящее время находится в процессе смены владельца. Напомним, в апреле этого года после двухлетних переговоров горнодобывающая компания Polymetal International plc приобрела «Орион Минералс» у ТОО «Казцинк». Закрытие сделки ожидается в этом году, уже к IV кварталу Polymetal рассчитывает начать добычу.
Варваринское золоторудное месторождение, в свою очередь, также является активом Polymetal. Оба месторождения расположены в непосредственной близости друг от друга: примерно в 187 км по железной дороге. Отметим, что в Варваринский хаб также входит обогатительная фабрика, на которой в свое время (2011-2013) перерабатывали руду с Комаровского. Polymetal планирует возродить данную инициативу, однако, как уже было сказано выше, Ко- маровское уже около года работает, в сущности, на имеющихся складах.
На сегодня ТОО «Орион Минералс» рассчитывает начать добычу на северном и центральном участках Комаровского. Однако они располагаются аккурат под дорогой областного значения, соединяющей Жити- каринский и Камыстинский районы. Предприятие обратилось в акимат Житикаринского района с просьбой выделить территорию для организации карьера, для чего будет необходимо перекрыть 3-километровый участок дороги. Планируемый срок отработки карьера составляет 5 лет, соответственно столько же не будет функционировать и дорога.
В качестве ее альтернативы имеются два варианта. АО «Варваринское» предлагает жителям близлежащих поселков (Приречное, Степное, Ак- карга) пользоваться временной объездной дорогой, пролегающей по направлению Житикара — Тохтаро- во — Коломенка. Ее протяженность составляет 32 км, однако на сегодня 12-километровый участок данной дороги требует капитального ремонта. Обязанности по его проведению компания берет на себя. АО «Варваринское» предлагает довести данную дорогу до уровня дороги районного значения — двухполосной трассы 4-й категории с гравийным покрытием. Также компания обязуется взять на себя и все обязательства по ее содержанию на этот 5-летний период, обеспечить круглогодичный обкат тяжелой техникой. А в дополнение к этому компания обещает по окончании отработки карьера полностью восстановить и демонтированный 3-километровый участок камыстинской дорожной линии (3-я категория, асфальтовое покрытие). Таким образом, по истечении 5 лет работы рудника в районе будут сразу две действующие дороги. К тому же ремонт и обслуживание дороги позволят создать новые рабочие места.
Второй вариант был предложен акиматом Житикаринского района. Предложение заключается в строительстве нового 9-километрового дорожного участка, что позволит укоротить объездную петлю. Новый участок соединит областную дорогу и дорогу районного значения.
Все упирается в сроки. В случае утверждения первого варианта движение по объездной дороге будет открыто уже к октябрю 2016 года, а начать добычу на месторождении предприятие сможет в 201 7 году. А вот второй вариант потребует гораздо больше времени, ввиду необходимости проведения изыска
тельных работ, подготовки проекта, выкупа земли у сельхозпользова- телей. Этот процесс, по прикидкам компании, может растянуться на 2,5-3 года. И тогда добычу не удастся начать ранее 2018 года. Отметим, что это невыгодно не только для золотодобытчиков, но и для бюджета.
«Конечно, району, области нужны налоги, мы заинтересованы в быстром решении вопроса. Но дорога — это все-таки не демонтаж одного здания. Это затрагивает интересы очень многих»,- отметил аким Костанайской области Архимед Мухамбетов, подчеркнув, что решение по данному вопросу будет принимать не только областной акимат, но и общественный совет. «Дорога — это социальный вопрос, такой же, как вода или электроэнергия. Населению нужно подробно рассказать, сколько лет будут проводиться работы, как они будут объезжать, какие привилегии и меры поддержки получат, как предприятие будет обслуживать дорогу зимой. Не должно быть так, что сказали одно, а сделали совсем другое»,- резюмировал глава области.
Аким Житикаринского района Абай Ибраев также отметил: «Директора житикаринских ТОО, акимы округов, в зоне интересов которых находятся названные дороги, беспокоятся, будет ли недропользователь зимой действительно все чистить и обслуживать». Дабы снизить имеющиеся опасения, было решено, что обязательства предприятия будут закрепляться документально, не только посредством меморандумов, но и путем внесения изменений в контракт на недропользование.
Пока же обогатительная фабрика Варваринского продолжит работать на старых запасах Комаровского. По словам Александра Симона, руды осталось около 100 тыс. тонн. «Примерно на два месяца перевозок железнодорожным транспортом. Мы отправляем ее на фабрику АО «Варваринское». С 15 августа мы планируем возобновить горные работы. Проведены все тендеры, подрядчики определены, заключены договоры»,- пояснил он, добавив, что начинается определение границ рудных тел, содержания, выделяются сортовые блоки, чтобы можно было организовывать работы.
«Курсивь» Элина Гринштейн