Неминуем ли кризис? К чему готовиться? На вопросы корреспондента делового портала Kapital.kz ответил руководитель Департамента корпоративных связей Группы KAZ Minerals в Казахстане Максут Жапабаев.
1. В условиях падения цены на нефть многие отрасли ожидают кризис. Как в случае наступления кризиса ситуация отразится на вашей компании? Готовы ли вы к такому «сценарию», есть ли в вашей компании антикризисный план?
— Да, мы видим, вслед за ценами на нефть падает и стоимость металлов, в том числе меди. Перспективы развития глобальной экономики в 2015 году как минимум достаточно туманные. В нашей компании, безусловно, есть план на случай развития негативного сценария и есть определенный запас прочности. Для нас в период строительства крупных рудников Бозшаколь в Павлодарской области и Актогай в Восточно-Казахстанской области важен контроль над расходами. На этих мегастройках капитальные затраты зафиксированы, основное оборудование заказано и доставлено, внешние факторы вряд ли могут оказать серьезное влияние на ход строительства. Если ситуация и ухудшится, она никак не повлияет на реализацию проектов роста.
2. На какой части своего бюджета будете экономить в 2015 году? И будете ли?
— Любая отрасль развивается циклично. И в последние годы горнорудная отрасль находилась далеко не в самых благоприятных условиях. Поэтому контроль над расходами в компании ведется постоянно. Мы реализуем комплексные меры по оптимизации себестоимости нашей продукции. Это и оценка подземных работ, и повышение эффективности закупа, в отдельных случаях оптимизация достигается путем модернизации, как, например, в случае с Николаевской обогатительной фабрикой, где мы повысили коэффициент извлечения с 80 до 88%. Эта комплексная работа началась не вчера, и она будет продолжена.
3. Насколько сегодня востребована ваша продукция?
— Внутренний спрос на нашу продукцию в Казахстане невелик, но территориальная близость к Китаю позволяет с уверенностью говорить о том, что продукция KAZMinerals будет востребована. Другое дело, что рынок металлов сейчас находится под давлением, и это общемировая тенденция, от ситуации страдают многие крупные производители и не только в нашей отрасли. В целом даже консервативные аналитики делают сдержанно-оптимистичные прогнозы в отношении рынка меди в среднесрочной перспективе. Уже в ближайшие годы спрос может заметно превысить предложение. Отчасти это связано с заявленными инфраструктурными проектами в ряде развивающихся стран, а также с их стремлением развивать «зеленую» экономику и перейти на энергосберегающие технологии. Объемы потребления меди на душу населения в развивающихся странах еще значительно уступают аналогичным показателям в развитых странах.
5. Планируется ли сокращение бюджета по коммуникационным проектам?
– Мы всегда стремимся к эффективному контролю за расходами и рационально подходим к вопросу бюджетирования, исходя из нынешнего положения компании и с учетом внешней ситуации. Основные наши проекты в области коммуникаций направлены на информирование рынка и общественности о прогрессе на наших проектах роста, а также на развитие системы внутренних коммуникаций. Так, у нас есть обновленная корпоративная газета, корпоративные теленовости, создаем онлайн-ресурс для сотрудников. Мы недавно завершили корпоративное исследование, чтобы лучше понять нашу аудиторию и ее ожидания. Успешные коммуникации позволяют руководству на местах выйти за рамки производственных показателей для достижения максимальной эффективности. Директор современного производства – это не просто технарь, но и руководитель, учитывающий в своей работе различные аспекты, способный выстроить доверительное общение с собственным коллективом – и словом, и делом, ведь с мотивированной командой работать всегда проще и проще достичь нужных результатов. В коммуникациях не должно быть белых пятен, иначе недопонимание может иметь серьезные последствия.
6. Некоторые национальные компании в целях экономии отказались от корпоративов. Вы тоже считаете это выходом? Сколько стоил ваш новогодний вечер?
— В любом деле необходимо оценивать, стоит ли игра свеч, и каждая из компаний сама принимает решение — есть ли у нее веские причины отказать людям в празднике. Мы только что закончили масштабную реорганизацию, потребовавшую колоссальных усилий и отдачи от многих сотрудников. Поэтому мы сочли возможным в рамках новой группы впервые собрать вместе представителей всех структурных подразделений компании. Мы не стали выбирать дорогой ресторан и приглашать именитых звезд. Для нас важнее была развлекательная программа с вовлечением как можно большего числа наших сотрудников, в итоге получился интересный запоминающийся вечер за относительно небольшие деньги.
7. Понятие «кризис» для вашей отрасли — чем опасен и чем полезен?
— Любой кризис – это время как для испытаний, так и для возможностей.
Кризис, вероятно, с одной стороны, опасен переоценкой своих сил в период нестабильности и неопределенности, и мы видим, что некоторые компании, имевшие достаточно агрессивную стратегию по скупке активов, не сумели ее реализовать; с другой стороны, кризис опасен и излишней осторожностью, когда крупные компании ставят крест на достаточно перспективных проектах, исходя только из текущих тактических соображений. Мы полагаем, что, несмотря на нынешнюю волатильность на рынках, уже в ближайшие 2-3 года спрос на медь превысит предложение, и прирост объемов производства KAZMinerals благодаря вводу в эксплуатацию Бозшаколя и Актогая будет как нельзя кстати.