АО “АрселорМиттал Темиртау”, крупнейшее в Казахстане сталелитейное предприятие (Карагандинская область), объявило о “чрезвычайно сложных условиях работы”, к которым привел свободный и более дешевый импорт металлопродукции из соседних стран — Китая и России.
“Компания переживает очень трудный период, и улучшения в ближайшее время не предвидится”, — заявил генеральный директор АО “АрселорМиттал Темиртау” Виджай МАХАДЕВАН в своем блоге на сайте компании, отметив, что предприятие не в состоянии конкурировать со странами, имеющими лучшие экспортные условия для их продукции.
По его данным, в настоящее время Китай производит больше стали, чем это необходимо, и ищет другие рынки сбыта, включая Казахстан. Г-н Махадеван сказал, что еще 15 лет назад среднегодовые объемы производства стали в Китае составляли около 150 млн тонн, но в течение указанного периода был отмечен рост этого показателя почти до 1 млрд тонн. То есть на долю этой страны сейчас приходится почти 50% мирового производства стали. Стремительный скачок производства в сочетании с замедлением роста китайской экономики привел к тому, что Китай стал крупнейшим экспортером металлопродукции. Если еще в 2000 году Китай импортировал около 10 млн тонн стали, то уже в 2014 году экспорт китайской стали составил 78 млн тонн. По словам Виджая Махадевана, подобная динамика оказывает искажающее влияние на все мировые рынки стали, в частности, троекратно воздействует на казахстанский металлургический рынок, будучи его непосредственным соседом.
Во-первых, как отмечает гендиректор, поток импортируемой из Китая продукции снижает рыночную стоимость стали в Казахстане, в частности, стоимость металлопродукции с покрытием, которая производится на металлургическом комбинате АО “АрселорМиттал Темиртау”. Во-вторых, многие китайские производители получают государственные субсидии, а следовательно, стоимость их продукции более низкая, и казахстанский сталелитейный комбинат оказывается просто не в состоянии конкурировать по цене с китайским импортом. В-третьих, более не существует основного экспортного рынка для продукции предприятий “АрселорМиттал”.
Кроме того, сказал он, в результате девальвации российского рубля производители металлопродукции РФ получили конкурентное преимущество, ведь ослабление национальной валюты позволяет снизить постоянные издержки, улучшить конкурентоспособность в отношении импорта и увеличить прибыль от экспорта продукции.
По словам Виджая Махадевана, производство стали в Казахстане было относительно стабильным в течение последних трех лет, упав с 3,7 млн тонн в 2012 году до 3,3 млн тонн в 2013 году, и вновь вернувшись в 2014 году к отметке 3,7 млн тонн. Между тем, по его данным, объемы импортируемой в Казахстан китайской и российской металлопродукции в 2012, 2013 и 2014 годах составили 451 000 тонн, 508 000 тонн и 1,6 млн тонн соответственно. То есть доля импорта в Казахстан составляла 12%, 15% и 43% соответственно от общего объема производства казахстанский стали в течение этих трех лет. Как отметил руководитель “АрселорМиттал Темиртау”, набольший вклад в резкое увеличение импорта в 2014 году внесла Россия. В 2012 и 2013 годах казахстанский рынок стали для российских производителей не представлял интереса, и они не импортировали сюда свою металлопродукцию. Импортировать сталь в Казахстан Россия начала в 2014 году, после того, как был девальвирован рубль. Объемы импорта выросли с нуля в 2013 году до более чем 1,3 млн тонн в 2014 году. И на основании данных по импорту стали в течение первых пяти месяцев 2015 года “АрселорМиттал Темиртау” ожидает, что импорт российской металлопродукции в Казахстан превысит 1,9 млн тонн по итогам всего 2015 года. То есть уже сейчас более 50% от общего объема произведенной в Казахстане стали ввозится из страны, которая может позволить себе продавать свою продукцию дешевле по сравнению с отечественными производителями в связи с ценовым преимуществом.
Как заявил Виджай Махадеван, подобная ситуация с импортом не является уникальной для Казахстана. Ее влияние ощущается на глобальном уровне на многих рынках, включая США, Европу, Мексику и Южную Африку. В связи с этим он призвал правительства данных стран принять меры, используя средства защиты собственных товаропроизводителей там, где это возможно. “К сожалению, это не представляется возможным в Казахстане, где действует соглашение о свободе внешней торговли с Россией, поскольку обе страны входят в Евразийский экономический союз. Вот почему при нынешнем положении нам следует предпринять ряд действенных мер, если мы хотим, чтобы Казахстан продолжил славную историю развития отечественной черной металлургии, очередную годовщину которой мы отмечали в минувшие выходные на День металлурга. Я по-прежнему уверен, что мы сможем это сделать. Но в условиях агрессивной конкуренции, с которой мы сталкиваемся сегодня, это потребует поддержки и понимания всех заинтересованных сторон”, — написал он.
Неделей ранее глава АО “АрселорМиттал Темиртау” опроверг появившиеся слухи о якобы рассматривающейся возможности продажи металлургического комбината в Казахстане. “Нет, это неправда”, — заявил он тогда. Тем не менее руководитель компании вынужден был признать, что в нынешней тяжелой для предприятия ситуации “наши собственные рудники и угольные шахты, которые были нашим конкурентным преимуществом и способствовали снижению себестоимости продукции, теперь обходятся компании дороже, чем если бы мы покупали сырье на рынке”.
“Сочетание всех этих факторов поставило комбинат в очень сложное положение, и если мы не предпримем необходимых мер, то, в конечном счете, станем свидетелями краха предприятия. За последние четыре года из-за высокого уровня инвестиций наш поток денежной наличности стал отрицательным. Металлургия является капиталоемкой отраслью, поэтому мы продолжали инвестировать. И наши капиталовложения составили более $1,5 млрд за этот период. Но, ожидая ухудшения ситуации, нам необходимо принять меры, благодаря которым компания сможет адаптироваться к новым реалиям”, — сообщил он.
Вопреки мнению о недостаточности инвестиций в развитие “АрселорМиттал Темиртау” и необходимости головной компании оказывать ему более значительную поддержку, Виджай Махадеван заявил, что в течение двадцати лет с момента покупки ArcelorMittal казахстанского меткомбината, находившегося в то время на грани банкротства, в него было инвестировано $5 млрд. “И хотя группа в течение последних четырех лет оказывала нам финансовую поддержку и продолжает делать это, нам нужно крепко стоять на своих собственных ногах. Мы не можем ожидать от наших акционеров того, что они будут финансировать убыточный бизнес бесконечно”, — пояснил он.
“Мы рассматриваем различные возможности по повышению конкурентоспособности предприятия и обеспечению его надежного будущего. Но нам необходимо, чтобы все наши заинтересованные стороны признали, что условия, с которыми мы сегодня столкнулись, чрезвычайно серьезны и требуют конкретных действий. Нам нужна ваша поддержка”, — заявил гендиректор.
«Панорама», Елена Бутырина