Наиболее высокую на сегодняшний день долю в кооперационных поставках стран ЕАЭС занимает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Основными статьями экспорта из Казахстана в Российскую Федерацию по-прежнему остаются сырьевые товары. Так, за последние три года отмечен рост поставок российским металлургическим предприятиям железной руды и концентратов. В 2014 году, к примеру, из республики в Россию было экспортировано свыше 10 млн. 527 тыс. тонн железорудного сырья, что почти на 1 млн. 360 тыс. тонн больше, чем в 2013 году.
Вместе с тем необходимо отметить сокращение (на 14,1% за последние два года) экспортных поставок казахстанского угля, что объясняется, прежде всего, снижением спроса со стороны отдельных российских электростанций, которые перешли на угли Кузбасса либо частично заменили каменное топливо газом.
Свою роль здесь сыграло и ослабление курса рубля по отношению к тенге.
Заметно уменьшились объемы экспорта золотосодержащих руд и концентратов, что обуславливается как запретом на их вывоз в третьи страны, введенным в декабре 2014 года, так и увеличением переработки данного вида сырья на территории Казахстана.
Что касается торговли металлами, то в первую очередь обращает на себя внимание значительный прирост экспорта в Российскую Федерацию лома черных металлов, что также является прямым следствием запрета на его вывоз в третьи страны, введенный Казахстаном в минувшем году.
Основными видами продукции ГМК, импортируемой в Казахстан из России, по итогам трех предыдущих лет являются свинцовое сырье, а также продукция черной металлургии – арматура и трубы.
Из республики Россия получает плоский прокат, цветные металлы, ферросплавы, уголь, руды и концентраты.
Вопреки отдельным прогнозам, по итогам 2014 года так и не произошло страшившего многих скачкообразного увеличения товарного импорта с территории РФ. Сравнительные данные по итогам января 2015 года также не подтверждают тренда на рост объемов российского импорта в РК ввиду пресловутого снижения курса рубля по отношению к тенге, которое де-факто делает поставки в Казахстан для российских производителей более выгодными.
Не секрет, что в последние годы в Казахстане наблюдается снижение объемов добычи угля, железной руды и бокситов, что связано с ухудшением конъюнктуры на внешних рынках (прежде всего, российском и китайском). При этом стабильными темпами растет добыча золотосодержащих и хромовых руд, что обусловлено ростом объемов внутренней переработки и потребления данных видов сырья.
Отрадно наблюдать, что, несмотря на не самую благоприятную ценовую конъюнктуру, в Казахстане имеет место ежегодное увеличение инвестиций в основные средства горнодобывающей отрасли. Темп роста инвестиций в добычу твердых полезных ископаемых в течение последних двух лет находится на уровне 25–30%, что является очень хорошим показателем.
Теперь хотелось бы остановиться на ключевых характеристиках экономических отношений в сфере ГМК стран, вошедших в Евразийский экономический союз.
Безусловно, создание ЕАЭК послужило дополнительным импульсом для развития кооперации в сфере ГМК. Имеются убедительные примеры плодотворного сотрудничества между российскими и казахстанскими предприятиями, результатом которого стало успешное осуществление ряда совместных проектов.
В частности, ТОО «ТМК-Казтрубпром», входящее в состав Трубной металлургической компании (РФ), наладило в Уральске выпуск стальных труб и соединительных деталей к ним.
До 15 тыс. тонн мелкосортного проката планирует ежегодно выпускать в Костанайской области казахстанско-российское ТОО «ТрансСфера-СП».
На средства российских инвесторов в Тайыншинском районе Северо-Казахстанской области ТОО «Тиолайн» запустило опытно-промышленное производство по добыче и переработке титаноциркониевых руд Обуховского месторождения мощностью 40 тыс. куб. метров в год.
До двух-двух с половиной тонн золота ежегодно добывает в Восточном Казахстане «дочка» российской «Северстали» – компания Nord Gold, имеющая лицензию на разработку золоторудных месторождений Суздальское и Жерек.
Сразу три СП в составе АО «НАК «Казатомпром» – СП «Заречное» (с долевым участием Казахстана, России и Кыргызстана), СП «Бетпак Дала» и ТОО «Кызылкум» ведут разведку и добычу урана в Южно-Казахстанской области (месторождения Акдала, Инкай, Харасан-1, Буденовское, Южное Заречное).
Между тем на этом фоне откровенно нереализованным остается потенциал сотрудничества между Казахстаном и Беларусью. В настоящее время торговля в сегменте горно-металлургического комплекса между двумя странами практически отсутствует.
Что же касается белорусско-российских деловых контактов, основными статьями российского импорта из Беларуси остаются прутки и металлоконструкции из черных металлов, сырье для которых – отходы и лом черных металлов – Россия поставляет Минску с завидной регулярностью.
Полагаем, было бы небезынтересно сравнить, в чем страны – члены ЕАЭС видят залог эффективного развития собственных горно-металлургических секторов. Вот выдержки из отраслевых программных документов четырех государств…
К примеру, в Казахстане в рамках программы индустриально-инновационного развития для ГМК на 2015–2019 годы обозначена достаточно лаконичная цель – устойчивое развитие и создание условий для диверсификации и повышения конкурентоспособности черной металлургии; увеличение объемов производства базовых металлов, развитие и создание производств по выпуску изделий из них (для цветной металлургии).
В Армении основным приоритетом в ГМК государством определена организация производства по переработке металлических полезных ископаемых по закрытому и конечному циклу – от извлечения до создания готовой продукции.
В Беларуси – совершенствование организационной структуры, внедрение прогрессивных технологий и оборудования, увеличение номенклатуры, расширение ассортимента, повышение качества выпускаемой продукции, углубление степени переработки черных металлов.
И наконец, в Российской Федерации горно-металлургический комплекс ориентирован на удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на металлопродукцию необходимой номенклатуры, качества и объемов с использованием наилучших доступных технологий при условии стабильного сырьевого обеспечения и эффективной реализации мер государственной промышленной политики.
Даже при том, что цели звучат по-разному, при ближайшем рассмотрении в них можно найти общие ключевые направления. Таковыми для стран ЕАЭС в сфере ГМК являются: создание конкурентоспособных производств и увеличение доли продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, модернизация действующих отраслевых предприятий, развитие инноваций в сфере технологий по извлечению и комплексной переработке сырья, повышение квалификации кадрового состава отрасли.
В рамках Евразийской экономической комиссии недавно началось обсуждение проекта основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС – программного документа, призванного стать ориентиром промышленной кооперации на ближайшие пять лет.
Проектом предусматривается составление перечней товаров и видов экономической деятельности, приоритетных для промышленного сотрудничества. Особое внимание в документе уделено кооперации в области ГМК, в частности в черной металлургии.
Развитие промышленной кооперации – процесс, требующий определенного времени и усилий. В качестве первоочередных задач хотелось бы обозначить реализацию комплекса мер, предусматривающих формирование правового поля в сфере межнациональной производственной кооперации, развитие частно-государственного партнерства, привлечение национальных и зарубежных инвесторов.
В ближайшее время на диалоговой площадке Евразийской экономической комиссии в разрезе отраслей будут созданы Евразийские технологические платформы (ЕТК), где Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий РК (АГМП) планирует принять самое деятельное участие. Состав ЕТК будет сформирован из представителей ведущих отраслевых компаний, научно-исследовательских институтов, уполномоченных госорганов и общественных организаций (ассоциаций).
В ходе работы технологических платформ АГМП намерена осуществлять такие функции, как налаживание сотрудничества между заинтересованными организациями через проведение отраслевых мероприятий на территории ЕАЭС и за рубежом; вести поиск эффективных партнеров для реализации кооперационных проектов; оказывать консультативную поддержку в освоении передовых технологий и подготовке кадров.
Также в эти дни идет обсуждение с нашими российскими партнерами идеи создания наднациональной (по примеру EUROMINEX) горно-металлургической ассоциации. Опыт членства АГМП в отраслевом сообществе стран Европы показывает, что формирование наднациональной структуры может иметь целый ряд весомых преимуществ, в том числе в плане стимулирования промышленной кооперации. И мы, конечно, будем содействовать развитию интеграции.
«Горно-металлургическая промышленность», Н.Радостовец