Развитие геологического кластера РК будет способствовать благосостоянию государства. Казахстан занимает девятое по территории место в мире, которое очень богато на различные природные ископаемые. Благодаря этому факту одной из перспективных сфер в экономике РК является геология и недропользование. По показателям геологической привлекательности из 112 стран мира наша республика находится на 31-й позиции. И это хороший результат, правда, по привлекательности государственного регулирования этой отрасли мы значительно отстаем от предыдущего показателя и находимся всего лишь на 87-м месте этого списка.
Меры, направленные на кардинальные изменения в текущей ситуации в сфере недропользования и геологии, подробно описаны в плане нации «100 конкретных шагов». В этом документе по реализации пяти институциональных реформ Президента РК Нурсултана Назарбаева отдельным блоком обозначена и поставлена цель — эффективно использовать природные ресурсы страны на основе лучшего мирового опыта.
За последние годы в Казахстане уделяется больше внимания развитию отрасли геологии и недропользования. Ежегодно увеличивается финансирование этой сферы. Так, в 2014 году завершена реализация пятилетней программы по развитию минерально-сырьевого комплекса в РК на 2010-2014 годы, освоено 20 миллиардов тенге.
В период с 2003 по 2014 год по результатам геолого-разведочных работ на государственный баланс впервые поставлены запасы 84 месторождений углеводородного сырья, в том числе в 2014 году — 13 месторождений, из которых 71 открыто после 90-х годов.
Для дальнейшего развития экономики Казахстана и улучшения инвестиционного климата в стране в 74-м шаге плана нации говорится о повышении прозрачности и предсказуемости сферы недропользования через внедрение международной системы стандартов отчетности по запасам полезных ископаемых CRIRSCO.
Сейчас отечественный минерально-сырьевой комплекс получает поддержку за счет увеличения объемов геолого-разведочных работ. Одним из главных источников их финансирования являются международные рынки капитала. Поэтому вопрос о привлечении инвестиций в эту отрасль экономики стратегически очень важен. Естественно, каждый инвестор, прежде чем войти на рынок, детально изучает всю ситуацию, определяет перспективные направления для вложения средств в геологоразведку и просчитывает всевозможные риски. В этой работе они используют независимый аудит публичной отчетности о запасах, выполненный организациями, входящими в международный реестр ROPO. Именно поэтому для Казахстана очень важно создать свою отечественную систему отчетности о запасах по международным стандартам, а также национальную организацию, входящую в реестр ROPO.
Для того чтобы реализовать эту идею, в Республике Казахстан в ближайшие время будут решаться соответствующие вопросы. Так, в течение текущего года планируется перейти на международную систему стандартов отчетности по запасам твердых полезных ископаемых CRIRSCO путем создания национальной организации Казахстана CRIRSCO, а также в течение этого и следующего годов разработать и внедрить международные стандарты.
На 2018 год запланирован переход на международную систему стандартов отчетности по запасам углеводородного сырья SPE-PRMS путем создания Национальной организации Казахстана SPE-PRMS, а также разработка и внедрение международных стандартов до 2018 года включительно.
В-третьих, запланировано обучение отечественных специалистов составлению и аудированию геологической отчетности по ресурсам и запасам полезных ископаемых в соответствии с международными стандартами. Срок исполнения -2015-2017 годы.
Ожидается, что указанные реформы и нововведения позволят осуществить переход Республики Казахстан на международные стандарты публичной отчетности CRIRSCO и SPE-PRMS. Благодаря этому в результате повысится инвестиционная привлекательность минерально-сырьевого комплекса, будет обеспечено соблюдение паритета между интересами государства, затрагивающими учет полезных ископаемых, сохранение налогооблагаемой базы, численности рабочих мест, а также интересами недропользователей.
Реализация декларированного в Нацплане 74-го шага, в котором говорится о повышении прозрачности и предсказуемости сферы недропользования через внедрение международной системы стандартов отчетности CRIRSCO, позволит иностранным инвесторам лучше понимать отечественную систему оценки степени разведанности месторождений полезных ископаемых.
Очередным этапом реализации пяти институциональных реформ Главы государства в части индустриализации и экономического роста является 75-й шаг программы «100 конкретных шагов», в котором говорится о введении для всех полезных ископаемых упрощенного метода заключения контрактов, используя лучшую мировую практику. Здесь речь идет о первоочередных задачах, которые должны быть решены в рамках нового Кодекса РК «О недрах и недропользовании».
Для реализации этого пункта стратегического документа нации эталоном или лучшим образцом выбран австралийский опыт в предоставлении права недропользования на разведку. И этот выбор не случаен, так как прежде чем прийти к такому заключению, заинтересованные органы в течение полутора лет проводили анализ лучшей мировой практики, а также прислушались к рекомендации Всемирного банка.
Простота и прозрачность процедур — отличительные черты австралийского подхода, который планируется запустить в Казахстане. К слову, этим опытом уже воспользовались Монголия, Канада и другие государства, которые сейчас обладают высшими рейтингами инвестиционной привлекательности в сфере недропользования.
Если говорить о ситуации в РК относительно инвестиций в геологию, то они, несмотря на то что с каждым годом внимание со стороны государства к этой отрасли увеличивалось и, соответственно, улучшалось финансирование, однако этого было все же недостаточно для ее конкурентоспособности на мировой арене. Так, за 1996-2014 годы затраты на геологоразведку составляли 30 долларов США на квадратный километр. Из них всего около десяти процентов расходовались на геологоразведку малоизученных территорий Казахстана. Тогда как в США на эти же цели тратится 87 долларов, в Австралии — 167 долларов, а в Канаде — 203 доллара.
Таким образом, можно констатировать, что геологическое изучение, поиск и геологоразведка, особенно малоизученных территорий нашей страны, имеют низкую инвестиционную привлекательность. И вполне логично можно объяснить факт того, что за минувшее десятилетие у нас в стране не было открытий крупных месторождений нефти и газа.
Сейчас государственными органами Республики Казахстан в целях стимулирования притока инвестиций в геологическое изучение, поиск и разведку рассматриваются вопросы снижения налоговой нагрузки (НДС, импортные таможенные пошлины), устранения и сокращения административных барьеров и упрощения процедур.
Кроме того, планируется введение дифференцированного подхода к налогообложению посредством предоставления льгот и преференций в зависимости от сложности разработки месторождения, позволяющего инвестору рассчитывать на получение приемлемой нормы рентабельности
Также позитивную роль может сыграть постепенное смещение налоговой нагрузки с оборота в сторону налогообложения прибыли.
Для обеспечения реализации поставленных задач большое внимание будет уделено созданию консорциума на условиях государственно-частного партнерства с дальнейшим исполнением программы работ по проекту на 2016-2021 годы.
Кроме того, потребуются разработка кодекса о недрах, запланированная на 2015-2016 годы, внесение изменений в Налоговый кодекс по вопросам снижения налоговой нагрузки при проведении работ по геологическому изучению, поиску и разведке, а также исполнение контракта на геологическое изучение Прикаспийской впадины с 2016 по 2021 год.
Планируется, что реформирование этой отрасли экономики позволит обеспечить трансферт в Республику Казахстан передовых технологий геолого-разведочных работ, выявление перспективных направлений поиска нефти и газа. К тому же это отра¬зится на создании благоприятных условий для привлечения инвестиций в нефтегазовую и связанные с ней отрасли экономики, сервисную и сопутствующие инфраструктуры. Также скажется на приросте доказанных извлекаемых запасов как минимум в два раза. Проводимые реформы также будут способствовать созданию ресурсной базы в качестве «подушки безопасности» на случай возможных экономических потрясений.
Реализация вышеупомянутых мер послужит обеспечению прозрачности отрасли, увеличению подтвержденных запасов полезных ископаемых, а также улучшению инвестиционного климата Республики Казахстан в проведении разведки и добычи нефти и газа.
В качестве результата внедряемых в РК новаций в сфере геологии и недропользования будет обеспечено качественное и детальное геолого-разведочное изучение недр РК.
Логическим завершением реформирования в сфере недропользования является Кодекс РК «О недрах и недропользовании», принятие которого планируется в декабре 2015 года. Его концепцию совсем недавно обсудили в Астане. Тогда в вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау в своем выступлении заявил, что вопросы недропользователей, в том числе по аренде участков на проведение геолого-разведочных работ, следует решать в интерактивном режиме.
— Следует создать интерактивную карту. Это практически всю сетку надо в интерактивный режим разместить. Это очень большая работа, но она будет того стоить, поскольку действительно недропользователь может в свободном режиме по принципу аренды взять участки на разведку, — сказал он.
Литер, Руслан Ескендир