10 августа в офисе Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий состоялось заседание Координационного совета по вопросам развития ГМК. В нем приняли участие представители крупных и средних компаний отрасли.
В ходе встречи были обсуждены наиболее проблемные вопросы отрасли, связанные с новым витком падения рубля, предстоящим увеличением нагрузки по условно-накопительным выплатам в пенсионной системе Казахстана, возможным введением налога с продаж взамен действующего механизма НДС, а также перспективой реформирования рынка электрической энергии в стране и ряд других важных для ГМК тем.
В своем выступлении исполнительный директор Ассоциации Николай Радостовец затронул тематику взаимодействия с государственными органами в период, когда цены на металлы снижаются, а девальвация рубля ставит под угрозу конкурентоспособность казахстанских металлургических и горных предприятий. Давление на тенге неминуемо, однако, вопросы, касающиеся налогообложения, тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки, а также пенсионных и экологических платежей необходимо решать сообща, так как индивидуальный подход компаний не дает системного эффекта для развития отрасли, считает глава Ассоциации.
Одним из важных предстоящих решений со стороны правительства для экспортеров металлов станет рассмотрение инвестиционной программы АО «НК «Қазақстан темір жолы» на последующие пять лет, которая предусматривает основательное повышение железнодорожных тарифов с каждым годом. Между тем, предприятия ГМК настаивают на необходимости сохранения уровня действующих тарифов на железнодорожные перевозки, а также просят АО «НК «КТЖ» рассмотреть возможность введения специальных тарифов на услуги магистральные железнодорожные сети и локомотивной тяги при перевозке грузов на новые рынки сбыта.
Налогообложение сектора остается другим предметом для беспокойства горнодобывающих и металлургических предприятий. До сих пор не решены проблемы с НДС, чей возврат часто затягивается и разбивается на траншы из-за налоговых проверок стоимостных цепочек, что напрямую влияет на объемы оборотных средств компаний. При этом участники горно—металлургического рынка отмечают, что статистика по долгам государства по НДС не упорядочена со стороны налоговых органов и это не позволяет оперировать реальными данными. Более того, возможное введение налога с продаж увеличит налоговую нагрузку на предприятия, особенно на тех, кто выпускает продукцию высоких переделов, и сделает администрирование налогов более затратным.
С другой стороны, в отрасли выступают против введения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении подземной воды и забалансовых руд, что крайне негативно скажется на практически на всех компаниях ГМК и увеличит их налоговую нагрузку.
Отдельным предметом дискуссии на совещании стало предстоящее повышение нагрузки на компании сектора через увеличение уровня условно-накопительных пенсионных выплат и отчислений по обязательному медицинскому страхованию. В целом в компаниях планируется осуществить актуарные расчеты и представить правительству предложения по возможным изменениям в механизмах выплат по данным социальным обязательствам, которые активно внедряются Министерством здравоохранения и социального развития.
Наиболее обсуждаемым с правительством вопросом в ближайшем будущем может стать организация централизованного закупа электроэнергии. Эта модель рынка была подготовлена Министерством энергетики и в ней основная роль будет отводиться энергопроизводящим предприятиям в составе горно-металлургических компаний, ведь именно они являются основными потребителями электроэнергии в стране.
Новая модель в контексте нарастающего профицита электроэнергии на фоне спада промышленности может способствовать дальнейшему повышению тарифов на электроэнергию. Вместе с тем, тарифы на этот вид энергии повышался в последние семь лет для стимулирования инвестиций в электроэнергетику. При этом введение централизованного закупа означает продолжение наращивания инвестиционных программ электростанций. В то время как возвращение к свободному рынку электроэнергии может способствовать установлению более низких цен, что отразится на карманах рядовых потребителей.
Поэтому сейчас среди членов Ассоциации складывается общее мнение, что реформа сектора электроэнергетики может не сработать в условиях профицита на рынке. Скорей всего, работа расчетно-финансового центра, который будет закупать и продавать электроэнергию, а также компенсировать инвестиционные затраты, будет искажать взаимодействие рыночных субъектов. В итоге в Ассоциации предлагают предусмотреть в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики» право заключения прямых договоров купли-продажи электрической мощности между электростанциями и промышленными предприятиями, входящими в одну группу.
www.agmp.kz