Механизм централизованного закупа мощностей и электроэнергии, предлагаемый законопроектом министерства энергетики РК, сохранит высокие цены на электричество в Казахстане, считают в Республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Казахстана.
В стране уже ощущается профицит мощностей, объем которых увеличился за последние семь лет. Именно в этот период, начиная с 2009 года по 2016 год, для решения проблемы энергодефицита на западе и юге Казахстана государство дало возможность инвесторам вложить масштабные средства при помощи предельных тарифов. Такие тарифы были установлены на достаточно высоких уровнях, чтобы инвестиции в большинстве проектов действительно окупились, но в итоге в стране в эпоху промышленного спада складывается избыток мощностей. К примеру, сейчас уже многие специалисты говорят о том, что на ГРЭС-1 и ГРЭС-2 стоят блоки, чье электричество не находит спроса. В ближайшие пять лет лишние генерирующие ресурсы вряд ли будут востребованы, полагают в АГМП.
Отметим, что за семилетний период инвестиций действовала модель рынка, когда крупные потребители электроэнергии заключали прямые договора с энергопроизводящими организациями. Более мелкие могли заключать договора c энергоснабжающими организациями, которые выступали посредниками от энергопроизводителей. Кроме того, крупные предприятия взаимодействовали на оптовом рынке с KEGOC и электросетевыми компаниями.
Осенью в Парламенте будет рассматриваться законопроект о внесении изменений в законодательство для создания модели централизованного закупа и продажи на рынке электрической мощности. Это означает, что, несмотря на то, что семилетний инвестиционный цикл закончен, будет сохраняться высокий уровень тарифов, который ранее включал себя расчеты по инвестициям. Ведь именно старый предельный тариф был принят за базу в профильном ведомстве при разработке нового механизма в ожидании инвестиций, хотя на рынке уже нет большой потребности в строительстве новых мощностей, так как промышленное производство стагнирует и ожидается снижение потребления электричества.
Предлагаемая модель по централизованному закупу и продаже мощностей не предполагает свободного рынка. В ней электроэнергия, как товар, разбивается на два составных компонента. Первым компонентом будет электроэнергия, которая останется на двухсторонних договорах с определенным предельным тарифом. Вторая составная часть будет более эфемерной и включать в себя амортизацию и прибыль. Ее должны будут закупать у всех предприятий в качестве услуги по готовности мощностей.
Создаваемый единый закупщик в лице расчетно-финансового центра (РФС) при KEGOC будет закупать у всех энергопроизводящих организаций их услуги по готовности аттестованной мощности, чтобы они имели возможность их задействовать в случае пиковых нагрузок в любой момент. Закуп будет осуществляться в рамках конкурса по предельным ценам, смешивая таким образом в единый котел приоритетные мощности и электроэнергию. В эту ценовую формулу добавят возврат приоритетных инвестиций на новые мощности, к примеру, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) или Балхашская ТЭС, а также 17% резервов на случаи пиковой загрузки. Со своей стороны РФС будет взимать плату за услуги покупки-продажи в размере 1%. Участники рынка опасаются, что в начале запуска централизованных закупа и продаж, РФС понадобятся большие денежные потоки, чтобы приобрести электроэнергию и мощности, а затем их продать потребителям. Это может привести к кассовым разрывам генерирующих компаний, предостерегают в Ассоциации.
«Получается, что если будет установлен единый тариф на покупку мощности в 927 тысяч тенге за один мегаватт в месяц, то после добавления в него 18% резервов и оплаты работы единого закупщика ценовой уровень достигнет приблизительно 1094 тысяч тенге. По такому тарифу и будут покупать электричество потребители», — поясняет исполнительный директор АГМП Николай Радостовец.
Между тем у многих групп горнодобывающих и металлургических предприятий есть свои генерирующие мощности, которые дают электричество для производства и розничных потребителей.
АГМП предлагает Правительству позволить энергопроизводящим предприятиям, входящим в промышленные группы, не включаться в механизм единого закупа мощности в качестве отдельного субъекта. Энергопроизводящие организации и оптовые потребители, входящие в одну группу лиц, должны рассматриваться как единый субъект оптового рынка и иметь право покупать и продавать мощность по двухсторонним контрактам, считают аналитики Ассоциации.
Правда, в этом случае модель единого закупа может не сработать, так как ключевые поставщики электроэнергии в лице промышленных предприятий в регионах не будут продавать в общий котел электричество, а только мощности. Это приведет к удешевлению цены на этот товар для розничного потребления, но рынок мощностей как таковой не сложится. Уже сейчас есть расчеты, что цена на электричество, которые держат отдельные энергетические компании, не должна превышать уровень в 8 тенге за киловатт/час, но единый закуп может исказить рыночное давление вниз. В то время как снижение цен на электричество будет действовать в противофазе ожидаемой коррекции тенге и вытекающей инфляции потребительских корзин простых граждан.
Исходя из таких аргументов, в Ассоциации также предлагают вернуться к модели свободного рынка, которая действовала до 2009 года. В ней работали двухсторонние договоры между энергопроизводящими организациями и потребителями, присутствовала жесткая конкуренция, а на монопольных региональных рынках цены сдерживались регулятором. Инвестиционный цикл завершен, и в условиях спада промышленности, избытка мощностей, энергетическая отрасль не нуждается в дополнительных вливаниях через высокие тарифы, иначе она будет работать только на себя, а не экономику в целом, считают в АГМП.
«Основным доказательством жизненности нашей модели являются объемы профицита мощностей, я не буду говорить про электроэнергию, это 1,200 мегаватт с учетом дополнительных резервов. В 17%, которые планируется добавлять в тарифе единого закупа, также заложены невостребованные мощности», — убежден Николай Радостовец.
www.agmp.kz