4 сентября в Министерстве по инвестициям и развитию состоялась встреча руководства Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), представителей Национальной палаты предпринимателей и членов Ассоциации. Главными темами для обсуждения стали вопросы замораживания тарифов естественных монополий, налогообложения, экологических санкций и обязательного медицинского страхования.
В начале своего выступления исполнительный директор АГМП Николай Радостовец отчитался о проделанной работе Ассоциации за последние месяцы. В целом большая часть социально-экономических вопросов участников отрасли, которые были адресованы через деятельность АГМП, на данный момент решены. Однако, есть обсуждаемые темы, где горно-металлургический сектор нуждается в продолжении диалога с государством.
Одной из таких ключевых тем остается заморозка растущих тарифов естественных монополий, которые влияют на стоимостную цепочку горно-металлургических предприятий, а также в целом на раскручивание инфляционных ожиданий в стране. Учитывая либерализацию цен в наиболее популярном сегменте нефтепродуктов, предстоящее повышение тарифов КЕГОК и КТЖ в транспортировке электричества, продукции и пассажиров может окончательно запустить маховик инфляции и свести на нет политику правительства и Нацбанка по инфляционному таргетированию.
По мнению представителей АГМП и игроков отрасли, необходимо активно продолжать вести предметный разговор вокруг тарифных ставок с представителями национальных компаний по передаче электроэнергии и железнодорожным перевозкам. В планы руководства АГМП входит проработка этих вопросов с данными инфраструктурными корпорациями для сохранения прежних расценок на их услуги с целью сдержать рост промышленных издержек и цен для населения. В целом механизм заморозки тарифов естественных монополий, который, к примеру, был использован в России в 2013 году, мог бы похожим образом повысить уровень экспорта продукции промышленных предприятий Казахстана. Поэтому в Ассоциации предлагают перейти к политике замораживания тарифов на транспортировку электричества и железнодорожные перевозки взамен применения временных понижающих коэффициентов в этих инфраструктурных услугах.
Между тем, увеличение налоговой нагрузки на предприятия в связи с ожидаемым переходом от НДС к налогу с продаж, а также введение сбора в 5% от фонда заработной платы на покрытие расходов фонда обязательного медицинского страхования значительно сокращают поле возможностей для контроля издержек в горно-металлургическом комплексе. Вместе с тем, по мнению представителей горнорудных компаний, важно при представлении интересов горно-металлургического комплекса (ГМК) обосновывать аргументацию исходя из расчетных данных сводимых в целом по отрасли, чтобы, к примеру, в Министерстве национальной экономики могли учитывать расклад, сложившийся на основе объективных факторов. В итоге в АГМП планируют больше работать над сбором статистических данных от всех игроков отрасли с целью их последующего анализа и переработки. Это поможет консолидировать общую позицию с точки зрения экономических показателей и дать более объективную картину происходящих в ГМК процессов.
Присутствующие на встрече представители горнорудных и металлургических компаний согласились с мнением, что важным пунктом затрат для промышленных предприятий, генерирующих большую часть электроэнергии в стране, может стать ее централизованный закуп, что предполагается в новом законопроекте Министерства энергетики. В результате у многих участников рынка есть настрой активно работать с законодательной властью, чтобы не позволить новому механизму искажать цену покупки электричества внутри промышленных групп, которые доминируют в горно-металлургическом секторе.
В то же время, большинство предприятий отрасли страдают от временной методики, применяющейся в расчете штрафов и платежей в рамках действующего Экологического кодекса. Как известно, большая часть таких штрафов успешно опротестовывается металлургическими и горными компаниями в суде, однако, в целом вал штрафных санкций можно уменьшить примерно в два раза при утверждении окончательной методики их расчетов.
Кроме того, представителей горно-металлургической отрасли беспокоят наработки по внедрению национального плана по промышленным выбросам до 2020 года. Казахстан не является большим загрязнителем воздуха, если сравнивать с такими гигантами как Китай и Россия, которые не взяли на себя обязательства по уменьшению выбросов. По данным АГМП, страна производит всего 0,5-0,6% от промышленных выбросов по всему миру. Поэтому активное внедрение рынка продажи и покупки квот на промышленные выбросы, продвигаемые биржевыми площадками и международными организациями, не соответствует интересам сектора, который переживает стагнацию и местами спад.
www.agmp.kz