Значительное повышение энерготарифов уже в этом году способно нивелировать преимущества, связанные с введением свободно плавающего курса тенге
Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам электроэнергетики» вызвал обоснованную критику металлургов. По мнению предпринимателей, централизованный рынок генерирующих мощностей приведет к росту цен на электроэнергию.
Творение Министерства энергетики словно соткано из противоречий. Документ не дает четкого представления о модели оптового рынка электроэнергии и не подкреплен убедительными экономическими расчетами. Нет в проекте ответа и на главный вопрос: стоит ли торопиться перенимать неоднозначный опыт других стран?
Для начала вспомним, как работает наш рынок электроэнергии сегодня. В Казахстане уже седьмой год действуют предельные тарифы на электрическую энергию, которые Правительство утвердило в 2009 году. В то время они вводились с благими намерениями. В 2008-м, накануне кризиса, промышленность переживала бурный рост, валовой продукт быстро увеличивался, и в стране возник дефицит энергетических мощностей. Такого в республике не было давно! Потребовались генерирующие источники, которые бы на любых пиках нагрузок обеспечивали потребности страны в электроэнергии. Поэтому было принято довольно жесткое решение: позволить энергетическим предприятиям такие тарифы, которые бы дали им возможность инвестировать в отрасль огромные средства для модернизации действующих энергетических мощностей и строительства новых. По сути, энергетики получили прямые займы от своих потребителей – промышленных предприятий – на развитие собственных мощностей.
За семь прошедших лет не только решилась проблема дефицита электроэнергии на юге и западе Казахстана, но даже образовался ее избыток. Так, в 2014 году энергетические установки выработали 93,9 млрд. кВт/ч электроэнергии, а отечественные потребители приобрели 91,6 млрд. кВт/ч.
Более того, в этом году, по оценкам отраслевых экспертов, избыток энергоресурсов снова подрастет. На Экибастузских ГРЭС-1 и ГРЭС-2 уже простаивают отдельные блоки, а установки на некоторых ТЭЦ работают не в полную силу. Электроэнергия, которую они могли бы вырабатывать, сегодня по причине экономического кризиса не востребована на рынке.
Чем же это нововведение обернулось для промышленных предприятий? Что выиграли они от этой сделки с энергетиками? Предельный семилетний тариф предоставлялся им в обмен на инвестиции. Кроме того, была установлена беспрецедентная окупаемость проекта – один год.
При этом крупные потребители электроэнергии имели возможность заключать прямые договоры с энергетическими предприятиями. Более мелкие – работали по договорам с посредниками – энергоснабжающими организациями. Производственники, выходя на оптовый рынок электроэнергии, взаимодействовали с казахстанской компанией по управлению электрическими сетями АО «KEGOC» и электросетевыми компаниями. Такая модель рынка действует и поныне.
Стоит ли говорить о том, что довольно высокие тарифы на электроэнергию негативно отразились на себестоимости продукции, ведь предприятия горнорудной и металлургической отрасли – лидеры по энергоемкости среди компаний промышленного сектора.
Экономический подъем 2008 года сменился спадом, а высокие тарифы продолжают действовать. Благодаря программе «Тариф в обмен на инвестиции» за последние семь лет цены на электроэнергию выросли более чем в три раза!
В то же время предприятиям ГМК стоит немалых усилий находить рынки сбыта для своей теряющей конкурентоспособность продукции.
Не за горами январь 2016 года, когда и эта модель рынка электроэнергии прекратит свое существование. Какой механизм придет ей на смену, волнует все предприятия ГМК.
По замыслу разработчиков законопроекта, в Казахстане настала пора внедрять метод централизованного закупа и продажи на рынке электрической мощности. Для чего Министерство энергетики предлагает создать расчетный финансовый центр (РФЦ) при системном операторе рынка электроэнергии – АО «КЕGOC».
– Этот единый уполномоченные по закупу будет приобретать услуги у всех производящих электроэнергию предприятий, с тем условием, чтобы они «придерживали» свои мощности и гарантировали готовность их задействовать в любой момент, особенно в случае пиковых нагрузок, – поясняет директор департамента экологии и промышленной безопасности ОЮЛ «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий» (АГМП) Талгат Темирханов. – Закуп планируется проводить в рамках специального конкурса. В «одном котле» окажутся мощности действующих электростанций, которые продадут их по невысокой цене, и более дорогие услуги новых, модернизируемых электростанций и ТЭЦ, мощности которых будут приобретены вне конкурса на приоритетной основе. После этого РФЦ все приобретенное смешает, усреднит, добавит 17% резервов на случай пиковых нагрузок. Кроме того, за свои услуги уполномоченный по энергетическому закупу возьмет плату в размере около 1%.
К примеру, если после такого «смешивания» будет утвержден единый ежемесячный тариф на покупку мощности в 927 тыс. тенге за один мегаватт, то потребители смогут приобрести электроэнергию только с 18-процентной «накруткой» – по 1094 тыс. тенге.
Для запуска модели централизованных закупок и продаж РФЦ потребуется колоссальный оборотный капитал, чтобы приобрести мощности. А в случае, если между покупкой и продажей мощности возникнет (а он непременно возникнет!) промежуток времени, энергетики могут остаться без средств.
В свою очередь крупным потребителям также предстоит потратить немалые деньги на покупку услуги, так как, скорее всего, им не придется рассчитывать на отсрочку платежей, что было возможно в рамках двусторонних контрактов. Это может привести к кассовым разрывам генерирующих компаний, предостерегают отраслевые эксперты.
Таким образом, новая модель рынка электроэнергии не оставляет места здоровой конкуренции.
Тариф на электроэнергию как товар разбивается как бы на две составные части. Первая – это электроэнергия, которой потребитель пользуется на основании двусторонних договоров. На нее будут введены какие-то предельные тарифы по группам ЭПО. Вторую часть товара, а ее то и товаром сложно назвать, это нечто эфемерное, включающее в себя прибыль,
потребители должны будут приобретать у энергетиков в обмен на их готовность предоставить мощности в любое время.
– Несколько лет назад Казахстану были необходимы электрические мощности. За время действия предельных тарифов владельцы генерирующих источников реконструировали энергетические установки, создали современные станции. Строится Балхашская ТЭС, – продолжает Талгат Темирханов. – Инвестиции вложены, и задачу по возврату потраченных средств теперь невозможно переложить только на тот регион, где будет построена, скажем, Балхашская ТЭС. Если уж мы когда-то решили, что эти генерирующие источники Казахстану необходимы, то инвестиции, вложенные в южные и западные станции, теперь должны будут окупать сообща все регионы страны.
Специалисты Министерства энергетики пока не представили расчеты по экономике вводимой модели централизованного закупа.
Между тем в отечественном горнодобывающем и металлургическом секторе есть много промышленных групп, которые обладают собственными генерирующими источниками. В свое время для алюминиевого и ферросплавного производства были построены электростанции как раз для того, чтобы снижать себестоимость выпускаемой продукции. К примеру, станции ТОО «Казцинк», ТОО «Корпорация «Казахмыс» и Евразийской Группы обеспечивают дешевой энергией собственное энергоемкое производство, а на сторону, розничным потребителям, отпускаются только излишки электричества.
В свете грядущих изменений эти станции должны будут так же, как и все остальные, сначала передать свои мощности в «общий котел», а потом оттуда их получить обратно, но – уже по более высокой цене…
– Для таких крупных промышленных регионов как Павлодарский и Восточно-Казахстанский электроэнергия подорожает, – утверждает Талгат Темирханов. – В связи с этим АГМП предлагает Правительству позволить подобным промышленным группам, располагающим собственными ГЭС и ТЭЦ, не участвовать в механизме единого закупа мощностей как самостоятельным субъектам. По мнению отраслевых экспертов, у энергетических предприятий, интегрированных в группы горно-металлургических компаний, должна быть сохранена возможность работы
со своими оптовыми покупателями по двусторонним контрактам. РФЦ они должны продавать лишь избыточные мощности.
Уже сейчас экономисты поговаривают о том, что цена на электричество не должна превышать 8 тенге за кВт/час. Однако единый закуп может воспрепятствовать свободному рыночному ценообразованию.
По мнению представителей крупных предприятий ГМК, ситуацию на рынке мощностей также усугубляет тот факт, что в качестве базовых взяты тарифы, в которые заложены инвестиции. Такой подход идеален для модели, предназначенной для обеспечения электроэнергией развитой экономики. Но в нынешних условиях, когда промышленность Казахстана переживает очередной кризисный этап, энергетика как отрасль начинает работать сама на себя: она нарастила (или продолжает наращивать) мощности, которые на деле уже не нужны никому.
– Учитывая все эти и другие противоречия, мы предлагаем достаточно радикальное решение – вернуться к модели свободного рынка электроэнергии, которая действовала до 2009 года, – резюмирует Талгат Темирханов. – В ней было место рыночной конкуренции, рыночному ценообразованию и двусторонним договорам купли-продажи между энергетическими компаниями и потребителями. Тарифы были ниже сегодняшних, поскольку в них не закладывались огромные инвестиции, предназначенные для реконструкции и строительства генерирующих источников. На монопольных региональных рынках цены сдерживались регулятором – АРЕМ.
Цель, которая предусматривалась законом 2009 года, достигнута. Возможно, если бы Казахстан развивался запланированными темпами, мы и сегодня должны были бы продолжать наращивать энергетические мощности. Но в нынешних условиях следует повернуться лицом к нуждам промышленных предприятий, а не создавать очередное экономическое преимущество энергетикам только для того, чтобы они смогли инвестировать в новые мощности, которые сегодня, да и в ближайшие несколько лет вряд ли будут востребованы.
Непростое положение потребителей усугубляется еще и тем, что АО «KEGOC» с ноября 2015 года планирует существенное (на 17,2%) повышение тарифов на услуги по передаче электроэнергии, а до 2019 года – на 58%. Подорожает и техническая диспетчеризация: с ноября – на 26,9, а в среднесрочной (до 2019 года) перспективе – на 68%.
Вслед за АО увеличить свои тарифы на передачу электроэнергии намерены региональные электросетевые и энергопередающие компании.
Так, АО «Батыс Транзит» подал заявку на увеличение с ноября текущего года тарифа на 2,9%, что повлечет удорожание электроэнергии для промышленных потребителей Актюбинской области. Сейчас эти заявки находятся на рассмотрении в Министерстве национальной экономики РК.
В складывающейся ситуации потребители тем более не вправе ожидать, что давление ранее вложенных инвестиций на энерготарифы уменьшится, а цены на электричество в связи с переходом к новой модели функционирования энергетического рынка снизятся.
Более того, растет опасение, и оно, увы, небезосновательно, что значительное повышение цен на электроэнергию уже в этом году может де-факто существенно нивелировать преимущества, связанные с переходом к свободно плавающему курсу национальной валюты.
«Горно-металлургическая промышленность» №9, 2015 Марина Демченко