23 октября в Национальной палате предпринимателей прошло заседание комитета горнорудной и металлургической промышленности. Во встрече приняли участие руководство Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, крупных горнорудных компаний, НПП и государственных органов.
Заседание открыл председатель комитета горнорудной и металлургической промышленности НПП Николай Радостовец. Он сообщил, что благодаря поддержке НПП в правительстве принято решение о переносе сроков введения рынка мощности на 2019 год.
«Позиция Национальной палаты, которая выразила письменно свое мнение по поводу рынка мощности и тарифов, она была услышана в правительстве. Мы вышли с письмом о переносе сроков, сейчас я не вижу не одного человека, который сказал бы, что это неправильно. Теперь все говорят, что это сделано правильно. Эта позиция ясна, бизнесу нужны более низкие тарифы на электроэнергию. С введением рынка мощности, как посчитал КРЕМЗК (Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции – ред.), практически в большинстве областей ожидался бы рост тарифов в 2016 году. Не было желания поставить в сложности реализацию каких-то программ, разработанных министерством энергетики. Это просто требование дня, жизнь заставила нас в кризисных условиях, что нам надо чем-то поддержать наш бизнес. Это сделано для населения и бизнеса, рост тарифов сейчас, в кризисное время никому не нужен. Меньше всего он был нужен субъектам малого и среднего бизнеса, который сейчас находится в катастрофически тяжелом положении», — отметил Николай Радостовец.
Выступая в начале заседания с докладом, директор департамента по экологии и промышленной безопасности АГМП Талгат Темирханов сообщил, что на сегодняшний день Ассоциацией проводится работа по внесению изменений и дополнений в действующие правила по оценке экологического ущерба косвенным методом.
«Мы эту работу проводим уже в течение года в рамках обсуждения Экологического кодекса. С нефтяниками у нас не было определенной позиции, так как у них есть отдельная статья, такая как сжигание газа, где применяются повышающие коэффициенты, которых нет у стационарных источников. На сегодняшний день позиция уже отработана с нефтяниками, энергетиками, здесь конечно надо отметить роль НПП, которая оказала содействие в согласовании с другими ассоциациями», — сказал специалист.
Следующим докладчиком выступила представитель геологической отрасли Галина Баймаханова. Она подняла в своем выступлении проблему уплаты бонуса за коммерческое обнаружение, чего не существует в мировой практике. По ее словам, это является непосильным сбором для компаний, ведущих геологическую разведку и создает проблемы с точки зрения налогообложения в отрасли. «Сейчас самые одиозные вопросы в геологоразведке это 12% НДС, 1% надо отчислять на НИОКР с контракта, 1% на обучение и платежи на инфраструктуру. Притом, что сама геологоразведка, по сути, является НИОКР и инвестиционным проектом», — добавила депутат парламента.
Поэтому, по мнению Баймахановой, необходимы соответствующие изменения в налогообложении, которые будут учитывать интересы геологоразведочных компаний и закреплены в Кодексе о недропользовании. По информации участников совещания, этот документ будет обсужден в рамках созданной для этого рабочей группы.
Между тем, юридический консультант министерства по инвестициям и развитию (МИР) в разработке Кодекса о недропользовании Дияр Ерешев сообщил, что концепция документа одобрена в ведомстве и сейчас готовится его текст.
«Возможность частного финансирования там заложена, так называемое геологическое изучение на свой страх и риск. Есть два варианта – когда заходит сервисная компания и проводит геологические изучения участка недр за свой счет и риск, заключив для этого контракт. После того как она провела изучения, она имеет право продавать геологическую информацию на определенный период времени на эксклюзивной основе. Ее задача — на основе полученной информации она их реализует. И другой вариант, если это компания-недропользователь, которая планирует изучить перспективы какого-то участка, тоже заключает договор по геологическому изучению, на крупных площадях проводит в течение определенного времени геологическое изучения, всю полученную информацию она передает государству, но при этом она будет иметь право выбора заранее обговоренного участка на территории для дальнейшего проведения разведки, то есть, тем самым, мы стимулируем частные инвестиции в геологическое изучение недр. Такой механизм в концепции он заложен, и в Кодекс мы планируем это включить. Мы понимаем, что сейчас государственное финансирование на геологическое изучение недр не на самом лучшем уровне, тем более в условиях кризиса оно будет еще меньше. Поэтому компании будут стимулироваться через вот эти механизмы частного финансирования геологических работ», — пояснил он.
В целом, Дияр Ерешев согласился с мнением, что сейчас у частных компаний нет стимула инвестировать в геологоразведку, так как открытие месторождений четко не закрепляет прав на них.
Вместе с тем Галина Баймаханова указала на то, что Кодекс о недропользовании планируется рассмотреть в парламенте в четвертом квартале следующего года. «С какого он начнет действовать? Как выживать вот на этом рынке геологоразведочным сервисным компаниям, когда они вообще финансирования не имеют. Вот в этом году только финансирование пошло, на следующий год от 19 млрд. у нас в геологии осталось 3,2 млрд.», — сетует специалист.
«Государство уже вложило, допустим, триста миллионов на проведение глубинного картирования на минералогические исследования, теперь на этот год там планируются какие-то объемы и следующие объемы завершающие, это получается обрезаются работы. Мы те деньги, которые уже вложены государством, они, получаются, уже просто выкинут на воздух», — полагает депутат.
Председатель комитета горнорудной и металлургической промышленности Николай Радостовец также высказал свое мнение о приоритетности налогового компонента в Кодексе о недропользовании. «Без налогов Кодекс никому не нужен. Если будет вводиться налог с продаж, надо предложить «как мы его видим». Если это экспортер, на мой взгляд, действительно последняя стадия этой цепочки налога с продаж должна возмещаться, если экспортеры последнее звено в Казахстане из бюджета, а иначе как?», — убежден исполнительный директор АГМП.
По словам Дияра Ерешева, озвученные налоговые вопросы уже частично интегрированы в концепцию Кодекса о недропользовании.
«Вопрос поставлен уже об отмене бонуса коммерческого обнаружения, подписного бонуса, всех других видов платежей, которые сейчас платят в разведке, планируется исключить, то есть минимизировать какие-либо выплаты, нагрузку на компанию, недропользователей, которые проводят разведку, имеют затраты в период развития. Это уже именно в концепции сидит, то есть это будет переноситься, естественно, в сам текст законопроекта. Еще другой момент, что я хотел обратить внимание, что в Минэке создано две рабочие группы, как раз вот эти вопросы, поправки они рассматриваются. Сейчас там работа тормознулась, идет в вялотекущем режиме, эффективней будет активизировать деятельность этих рабочих групп, и в этом направлении двигаться», — считает юридический консультант МИР.
В конце заседания с докладом выступил председатель Республиканского союза промышленников вторичной металлургии Владимир Дворецкий. По его словам, сейчас в недрах одного из предприятий этого сектора созревает проект строительства завода по переработке лома черных металлов объемом до 1 млн. тонн вблизи Астаны. На данный момент, по словам специалиста вторичной металлургии, большая часть металлолома в Казахстане перерабатывается в «АрселорМиттал Темиртау» – до 1 млн. тонн, еще 700 тысяч тонн переплавляется в KSP Steel. В целом же по стране собирается до трех миллионов тонн вторичного сырья черных металлов.
Между тем, в ходе дискуссии участников комитета выяснилось, что Казахстан, скорей всего, не сможет продлевать запрет на экспорт лома металлов из-за вступления страны в ВТО, что очевидно окажет свое влияние на рынок вторичного сырья.
«С 15 декабря мы запланировали стать полноправными членами ВТО. С этого момента нам необходимо исполнять требования данной организации, в том числе по отмене всех количественных и иных ограничений. Но это не означает, что мы категорически отказываемся от всех запретов, в ВТО предусмотрены нормы, которые в исключительных случаях позволяют пользоваться такими запретами. Эти все запреты должны быть экономически обоснованы и с момента нашего полноправного членства уже любой член может предъявить нам иск либо оспорить наши ограничения, которые мы вводим, в организации. В конечном итоге это может привести к тому, что если наши ограничения не будут экономически обоснованы, не будут исходить из той сложной, критической ситуации как, к примеру, недостача на внутреннем рынке, мы можем оказаться в той ситуации, что нас просто заставят отменить такие ограничения», — дал пояснение в ходе встречи заместитель директора департамента внешнеторговой деятельности министерства национальной экономики Канат Олжабаев.
www.agmp.kz