Бензин, получаемый из переработки казахстанского угля, может стоить 108-110 тенге за литр, считает руководитель ТОО «Институт химии угля и технологии» Болат Ермагамбет.
«Мы сами получаем бензин или смесь бензина широкой фракции, дизельное топливо в зависимости от применяемых катализаторов, которые имеются в Казахстане. Если по стоимости разобраться, то примерно, по последним подсчетам, у нас приблизительно выходит 108-110 тенге литр бензина стоит», — сообщил порталу MetalMiningInfo эксперт по углехимии на круглом столе в Астане.
По словам ученого, сейчас на угольном месторождении Сарыадыр компания «Он-Олжа» при поддержке государственного фонда «Парасат» заканчивает строительство экспериментального газохимического комплекса. Масштабы производства могут достигнуть 100 тысяч тонн жидкого топлива в год в случае возведения полноценного завода, полагает Болат Ермагамбет.
Между тем, в ближайшие годы в Казахстане может углубиться дефицит бензина из-за истощения нефтяных месторождений, дающих сырье отечественным НПЗ, считает консультант компании «Два Кей» Мурат Садвакасов. Поэтому необходимо развивать производство синтетического бензина из угля, которым страна обладает в избытке.
«Все, что может получиться из нашего угля, выгоднее, чем использование нефти, которая у нас уходит на экспорт. Внутренний рынок бензина может быть полностью обеспечен ГСМ класса Евро-4 и выше с учетом текущих потребностей. В производство ГСМ можно вовлекать угли бурые, которые отличаются низкой калорийностью, в энергетике которые сложно использовать», — говорит он.
Вторым направлением стимулирования угледобычи, которая снизилась за последние годы, может стать обогащение угольного сырья, считает директор департамента энерготехнологий НИИЦ ERG Калкаман Сулейменов. Это во многом может повысить его конкурентоспособность и ценовую привлекательность. В особенности это необходимо для высокозольного экибастузского угля, чью добавочную стоимость можно повысить за счет обогащения и снижения транспортной составляющей в его цене.
Кроме того, сжигание обогащенного экибастузского угля может существенно снизить экологическую нагрузку на города и предприятия. Ведь по расчетам специалистов, из 50 млн. тонн угля, потребляемых на энергетических станциях Казахстана, 40 млн. тонн добываются в экибастузском бассейне. Вместе с тем, образующиеся отходы углеобогащения и углистые отходы, могут использоваться на новых ТЭС, оборудованных котлами с топками циркулирующего кипящего слоя, уверен Сулейменов.
www.metalmininginfo.kz