В ближайшие пять лет национальные компании, крупные недропользователи и инвесторы должны вложить на проведение геологоразведки порядка 900 млрд тенге. Это позволит, выйдя на новый уровень сотрудничества с иностранными партнерами, восполнить сырьевую базу и продлить производственную деятельность многих предприятий горнодобывающего комплекса.
Обеспечивая существенную долю в ВВП Казахстана, отечественная горнодобывающая промышленность остается одной из ведущих отраслей экономики по объемам производства и экспорта. В настоящее время запасы республики включают 3 вида черных, 29 — цветных и 2 — драгоценных металлов, а также 84 вида минералов. В частности, запасы меди Казахстана оцениваются в 37 млн т (5,5% мировых), цинка — в 25,7 млн т (9,5%), свинца — в 11,7 млн т (10,1%). Доля казахстанских бокситов достигает 1% всех мировых запасов и гарантирует устойчивое развитие сектора более чем на 50 ближайших лет. Кроме того мы занимаем 18-е место в мире по разведанным запасам золота.
Вместе с тем в последние годы в республике наблюдается тенденция истощения минерально-сырьевой базы действующих предприятий. Снижается качество добываемой руды, вовлекаются в оборот месторождения со сложными горно-геологическими условиями. В структуре источников финансирования горнодобывающих проектов усилилось традиционное доминирование собственных средств предприятий. Так, если в прошлом году на их долю приходилось 58%, то в этом — 60%. Увеличился и вес (с 13 до 19%) небанковских займов. В то же время заметно сократился приток инвестиций за счет бюджетных и банковских средств. Все это отражается на показателях отрасли.
Так, по данным Комитета по статистике, за 9 месяцев текущего года объем производства горнодобывающей промышленности составил 5 304 млрд тенге, что на 3 506 млрд тенге меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Ощутимо — почти на 20% — упала добыча железной руды, на 14% сократился объем технических услуг, на 7% снизилось производство угля и лигнита. По итогам сентября отрасль продемонстрировала максимальный спад за последние двенадцать месяцев: индекс физического объема производства сократился на 9% в годовом выражении.
Основные причины спада показателей горнодобывающих предприятий хорошо известны: отсталость имеющихся технологий добычи и переработки минерального сырья, моральное и физическое старение основного и вспомогательного оборудования. По мнению ряда экспертов, пострадала отрасль и из-за неоправданно высокого курса тенге.
Сегодня горнодобывающие компании продолжают бороться с непростой конъюнктурой рынка, преодолевая такие трудности, как волатильность цен, геополитический кризис, рост затрат, падение рейтингов, нехватка финансирования. Улучшить сложившуюся ситуацию возможно путем привлечения в сектор дополнительных инвестиций и инновационных технологий, а также за счет открытия и разработки новых месторождений.
Министерством по инвестициям и развитию уже начаты геологоразведочные работы с привлечением таких иностранных инвесторов, как австралийско-британский концерн Rio Tinto, южнокорейская национальная компания Korea Resources Corporation, австралийская компания Iluka Resources Limited, частный фонд немецких инвестиций Ulmus Fund. 27 октября в рамках казахстанско-японского бизнес-форума между АО «Казгеология» и японской национальной корпорацией нефти, газа и металлов JOGMEC был подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области минеральных ресурсов. Документом предусматривается взаимное сотрудничество для оценки геологоразведочного потенциала твердых полезных ископаемых на двух перспективных участках залежей редкоземельных металлов с преимущественным содержанием иттрия — Кыземшек (Карагандинская) и Жанааркалык (Костанайская область). Совместные геологические исследования начнутся уже следующей весной. В целом ожидается, что в 2015-2019 годах национальные компании, крупные недропользователи и инвесторы вложат около 900 млрд тенге на проведение геологоразведки.
Параллельно ведется работа по повышению прозрачности и предсказуемости сферы недропользования через внедрение международной системы стандартов отчетности CRIRSCO. В частности, по словам вице-министра по инвестициям и развитию Альберта Рау, в Казахстане уже разработан Кодекс стандартов публичной отчетности, а также ряд других сопутствующих документов, касающихся профессиональной этики экспертов. Кроме того, 15 октября в стране появилась «Ассоциация публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ минеральных ресурсов и минеральных запасов», а в ближайшее время планируется создать Ассоциацию независимых экспертов. Как считают в правительстве, переход на стандарты CRIRSCO позволит недропользователям привлекать финансирование на фондовых площадках и в финансовых институтах.
Знаковым событием для отрасли стал первый в истории Казахстана аукцион на предоставление права проведения геологоразведки и добычи полезных ископаемых, который прошел 3 декабря текущего года. По его результатам был продан 41 объект (из 49 представленных), за которые государство получило порядка 1,4 миллиарда тенге. Наиболее крупными из выставленных на торги лотов стали золотые рудники на базе расположенного в Карагандинской области месторождения Мыстобе, окончательная цена продажи которых составила 240 миллионов тенге.
И все же профессиональные геологи считают, что казахстанский горнорудный сектор выглядит менее привлекательным для инвестора. По их мнению, в целях стимулирования разведки новых территорий необходимо рассмотреть ряд механизмов в области налогообложения, успешно используемых в других государствах. В частности, эксперты предлагают объявить мораторий на существенные изменения Налогового кодекса, как минимум, до стабилизации цен на мировых рынках нефти и металлов, которая ожидается после 2021 года.
Кроме того, на улучшение инвестиционного климата повлияли бы отказ от налога на сверхприбыль для недропользователей или снижение его ставок, а также разрешение относить на вычеты расходы капитального характера (включая затраты на геологическое изучение и НИОКР), а также социальные выплаты и финансирование по меморандумам, заключенным с местными исполнительными органами.Больше всего вопросов у горняков вызывает практика взимания КПН с убытков недропользователей и необходимость платить бонус коммерческого обнаружения при ведении геологоразведки.
Медные горизонты KAZ Minerals
По итогам девяти месяцев текущего года KAZ Minerals PLC (до ноября 2014 года Kazakhmys PLC) добыла 5,47 млн т руды (на 56% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года). При этом объем производства катодной меди составил 58 тыс. т, а медного концентрата — 67 тыс. т.
Высокие результаты были получены по цинку и серебру. Выпуск цинкового концентрата достиг 73 тыс. т, при этом по итогам года компания рассчитывает выйти на запланированные 90-95 тыс. т. Объем производства серебра в гранулах составил 2,45 млн унций. В этой связи годовая планка была увеличена на 10% (ранее планировалось 2,2-2,5 млн унций). Кроме того, было выпущено 28 тыс. унций золота в слитках.
В этом году группа завершает реализацию таких крупных проектов, как Бозшакольский и Актогайский ГОКи на общую сумму $4,14 млрд. Добыча сульфидной руды на Бозшаколе начнется незадолго до запуска обогатительной фабрики, намеченного на I квартал 2016 г. Объем инвестиций в проект оценивается в $2,2 млрд. Проектная мощность переработки руды здесь составит 30 млн т в год, а производство меди в концентрате в катодном эквиваленте — 100 тыс. т в течение первых 10 лет. Готовую продукцию компания намерена экспортировать в первую очередь в Китай.
Что касается месторождения Актогай, то здесь продолжается строительство объектов для переработки окисленной руды путем жидкостной экстракции и электролиза. А 1 декабря компания объявила о получении первой актогайской катодной меди. Производство медного концентрата из сульфидной руды ожидается в соответствии с утвержденным графиком — в 2017 г.
Неплохо обстоят дела и с финансовой стабильностью KAZ Minerals. Группа достигла соглашения с китайской компанией Non Ferrous China (NFC), основным подрядчиком, ведущим строительство на проектах, об отсрочке выплаты в размере $300 млн за ведение работ до первого полугодия 2018 г. Это позволит получить дополнительную ликвидность в период строительства и выхода Бозшаколя и Актогая на проектную мощность.
В перспективе компания также наметила строительство двух гидрометаллургических заводов в Жезказгане для переработки бедных забалансовых медных руд. Один завод, на который выделено около $30 млн, будет опытный. Запуск предприятия производительностью до 32 тыс. т медного концентрата, запланирован на начало 2017 года.
Строительство второго завода производительностью 649,2 тыс. т, потребует вложения более $350 млн и намечено на 2018-2021 годы. Инновационные технологии переработки концентратов из бедных сульфидных медных руд, которые будут использоваться на этих предприятиях, позволят вовлечь в отработку руды с низким содержанием меди и, восполнив сырьевую базу, продлить производственную деятельность Жезказганской площадки еще более чем на 50 лет. По данным геологической службы компании, на данный момент имеется около 1 млрд т разведанных бедных забалансовых медных руд, которые нерентабельно перерабатывать по традиционной технологии. Для того чтобы опробовать другие методы, в августе этого года на территории Жезказганского медеплавильного завода уже построен и успешно протестирован опытно-промышленный гидрометаллургический участок.
«Миттал» лихорадит
Падение мировых цен на металлопродукцию привело к существенному снижению прибыли крупнейшего предприятия горно-металлургического сектора АО «АрселорМиттал Темиртау». По итогам девяти месяцев 2015 года группа ArcellorMittal зафиксировала чистый убыток в $1,2 млрд, что в 9,6 раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Компания объясняет такие финансовые результаты снижением цен на сталь и сокращением продаж. Так, значительно упали продажи на китайском рынке: если в 2008 году в Поднебесную отгружалось 1 млн т металлопродукции, то в 2014-м — 26 тыс. т, а в текущем — 25 тыс. т.
Вместе с тем судить о финансовой ситуации в компании сложно. В отличие от украинского завода «АрселорМиттал Кривой Рог», который регулярно публикует финансовые показатели на своем сайте, в Казахстане они закрыты от общественности. И вряд ли падение мировых котировок единственная причина столь печальных результатов. Только в этом году в компании «АрселорМиттал Темиртау» произошло несколько крупных аварий.
В частности, 25 июня возгорание электрооборудования и автоматики вывело из строя доменную печь № 2. Одна из основных причин — занижение сечения кабеля (вместо медного провода сечением 95 квадратов был проброшен алюминиевый сечением 16 квадратов) при реконструкции печи, проводимой в рамках модернизации производства, чтобы выплавлять по 6 млн т стали в год. На этот проект затрачено около $100 млн, причем было заявлено, что домна с увеличенной мощностью непрерывно будет выдавать чугун в ближайшие 25-30 лет без капремонта. Увы…
Другие домны также находятся не в лучшем состоянии. В третьей декаде июля произошла новая авария, но теперь уже на доменной печи № 1. За три с лишним недели, ушедших на ее восстановление, была потеряна прибыль от десятков тысяч тонн чугуна. А если к этому добавить потери от невыплавленных (только в июле) почти 100 тыс. т чугуна на печи №2?
Однако все свои промахи в организации производства, из месяца в месяц ухудшающие финансовые показатели, менеджмент компании перекладывает на Россию и Китай. Мол, причиной падения в финансовую яму стали значительные потери, вызванные ростом импорта стали из России (из-за девальвации рубля) и демпингующей на мировом рынке металлов Поднебесной, а также высокие транспортно-логистические затраты.
Вместо того чтобы сфокусироваться на организации безаварийного производства и наладить сбыт продукции, спасать ситуацию в «АрселорМиттал Темиртау» решили 25% сокращением зарплат по стальному и угольному департаментам, а также дочерним предприятиям (ТОО «Оркен», ТОО «Карвол», ТОО «Курлысмет»). Причем подавалась акция по снижению зарплат как альтернатива увольнению рабочих. И это несмотря на то, что в декабре 2014 года Лакшми Миттал лично обещал президенту Нурсултану Назарбаеву не снижать зарплаты. Первоначально урезание планировалось на 1 августа, затем срок сдвинули на 4 сентября. Приказ о сокращении зарплаты стал предметом разбирательства в суде и был отменен. Следует отметить, что несложная арифметика показывает: сокращение зарплат, давая экономию в почти $80 млн, с лихвой покрывает неудавшуюся попытку менеджмента снизить себестоимость продукции до $225 за тонну (она, наоборот, выросла и превысила $250).
Обвал национальной валюты позволил снизить издержки и улучшить состояние компании. Кроме того, в рамках реализации Новой экономической политики «Нұрлы жол» Банк развития Казахстана открыл ей финансирование экспортных операций. В частности, АО «АрселорМиттал Темиртау» получило заем на льготных условиях в размере 10 млрд тенге сроком до 5 лет на приобретение сырья и материалов для последующего выпуска готовой стальной продукции.
Все это позволило руководству компании отложить сокращение заработной платы своим работникам. Однако, как отметил генеральный директор АО «АрселорМиттал Темиртау» Виджай Махадеван, «регулирование валюты не влияет на уменьшение разницы в производительности наших предприятий по сравнению с российскими конкурентами, а также не решает проблем, которые мы в настоящее время испытываем с собственными сырьевыми активами из-за низкой цены на железную руду и уголь… Ситуация на рынке продолжает быть сложной. Кроме того, мы продолжаем претерпевать трудности с импортом стали на наш внутренний рынок из Китая и России». В то же время, несмотря на аварию на двух печах, предприятию удалось не только стабилизировать объемы производства, но и сохранить поставки на рынок Ирана в объеме 1 млн т.
Сталь для машпрома
Национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук» намерена запустить новый горно-металлургический комплекс в Акмолинской области. Как сообщил Председатель Правления компании Мажит Турмагамбетов,проектом предусматривается строительство на Масальском железорудном месторождении горно-обогатительной фабрики мощностью переработки более 10 млн т руды в год, а также металлургического комплекса, способного выпускать до 1 млн т высококачественных марок стали.
«Мы проводили очень много исследований. Сегодня у нас есть подписанные договоренности с национальной компанией Китая по освоению данного месторождения, поскольку в результате наших исследований мы определились, что наиболее лучшие достижения в области отработки этих титаномагнетитовых сплавов имеет КНР. Здесь сочетаются как интересы регионов, так и наши интересы. Мы хотим развивать производство легированных сталей, которые в Казахстане не делаются», — пояснил г-н Турмагамбетов.
По его словам, для проведения исследовательских работ по обогащению и переработке руды Масальского месторождения АО «Тау-Кен Самрук» сотрудничала с такими компаниями, как Outotec (филиал в Германии), ОАО «Уралмеханобр» (Россия), Shen Wu (КНР).
Необходимо отметить, что реализация данного проекта напрямую увязана с нуждами предприятий отечественного машиностроения. По данным главы Союза машиностроителей Казахстана Мейрама Пшембаева, только в прошлом году отрасль использовала около 2 млн т высококачественной стали на сумму около $1 млрд, при этом весь этот объем им пришлось импортировать.
Мировой рынок металлов
По информации World Steel Association (WSA), мировое производство стали в январе-октябре 2015 года упало до 1,35 млрд т, что на 2,5% ниже показателя аналогичного периода 2014 года. В разрезе регионов и стран ситуация в сталелитейной промышленности выглядит следующим образом.
В России производство стали сократилось на 0,2% (до 59,31 млн т), а в Украине упало сразу на 18,3% (до 19,15 млн т). В странах Евросоюза также произошло снижение объемов на 0,7% (до 141,59 млн т), при этом Франция сократила производство на 6% (до 12,83 млн т), а Италия — на 8,8% (до 18,59 млн т). Вместе с тем увеличили выпуск стали предприятия Польши — на 11% (до 7,97 млн т) и Германии — на 0,3% (до 36,21 млн т).
Сталелитейные заводы Северной Америки сократили производство продукции на 6,8% (до 94,55 млн т), в том числе США — на 8,8% (до 67,24 млн т). В Южной Америке выпуск стали снизился на 1,6% (до 37,28 млн т), в том числе в Бразилии — на 1,3% (до 28,24 млн т).
Азиатские государства за 10 месяцев текущего года произвели 919,54 млн т, что на 2,1% меньше, чем годом ранее. В частности, Китай выпустил 675,1 млн т (-2,2%). В странах Африки объем производства составил 11,78 млн т (-0,2%), Ближнего Востока — 23,18 млн т -0,1%), а Океании — 4,84 млн т (+4,8%).
Что касается меди, то, по данным Международного бюро металлургической статистики (World Bureau of Metal Statistics, WBMS), к сентябрю 2015 года на мировом рынке наблюдался избыток этого металла на уровне в 134 тыс. т. Согласно подсчетам, с января объемы производства меди достигли 15,1 млн т, а потребления — 14,9 млн т. Это привело к тому, что на Лондонской бирже металлов официальная цена наличной меди с немедленной оплатой и поставкой за сентябрь-октябрь понизилась с $5 352 до $5 135,5 за тонну. По результатам опроса аналитиков, проведенного Reuters, в 2016 году средняя цена на медь ожидается на уровне $5 450 за тонну.
В целом мировое производство меди растет. Так, по итогам III квартала выпуск меди в Перу увеличился на 16%, что связано с ростом выработки на комбинате Antamina и началом работы рудников Constancia и Toromocho. Бразильская компания Vale в январе-сентябре 2015 года увеличила производство меди на 13,5% (до 311 тыс. т). В Китае за этот период выпуск меди вырос на 7,4% (до 5,77 млн т), а ее импорт сократился на 3,6% (до 2,55 млн т). Вместе с тем в ряде стран и компаний производственные показатели падают из-за низких цен. Так, на чилийском комбинате Escondida, несмотря на рекордные объемы добытой руды, выпуск меди сократился на 14%.
Согласно прогнозу Международной группы по изучению рынка меди (International Copper Study Group, ICSG), по итогам 2015 года мировое производство этого металла увеличится до 22,6 млн т (+0,8%), а в 2016 году оно достигнет 23,1 млн т (+2,3%). Что касается потребления, то в текущем году оно сократится до 22,6 млн т (-1,2%), а в 2016-м, напротив, поднимется до 23,3 млн т (+3%). Как результат, избыток меди в объеме 41 тыс. т ожидаемый к концу текущего года, уже в следующем сменится дефицитом в 127 тыс. т.
Производственная статистика
По данным Комитета по статистике, в Казахстане за девять месяцев текущего года произведено 2,87 млн т нерафинированной стали, что на 3,8% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. При этом выпуск ферросплавов составил 1,31 млн т (+3%), а плоского проката — 1, 89 млн т (-0,9%).
Объем производства рафинированной необработанной, нелегированной меди вырос до 287,14 тыс. т (+38,1%). Вместе с тем отмечено падение выпуска необработанного цинка — до 242,16 тыс. т (-0,3%) и необработанного рафинированного свинца — до 85,45 тыс. т (-9,8%). Зато увеличилось производство необработанного и полуобработанного золота — 45,14 т (+28,1%) и серебра — 965,47 т (+37,7%). При этом выпуск аффинированного золота вырос до 22,8 т (+18%), а серебра до 963,77 т (+38,4%).
Kazakhstan, №6, 2015