Сегодня на Бозшаколском медно-молибденовом месторождении сооружается один из крупнейших в СНГ горно-обогатительных комбинатов по производству медного концентрата и извлечения редкоземельных металлов. Думаю, читателям газеты будет небезынтересно знать некоторые сведения об этом месторождении.
Бозшаколское месторождение было открыто 3 июня 1857 года по следам древнего горного промысла мещанином Алексеем Петровым, сыном Ерефеевым. Здесь следует сказать, что по тогдашнему времени в царской России русские вместо отчества «Петрович» писали «Петрова сын». Алексей Ерефеев был доверенным лицом от «Товарищества горнозаводских работ в Киргизской (Казахской. — С. Д.) степи Западной Сибири поручика Бенардаки (Н. Д. — С. Д.) и К0 Верхотурского», то есть Бенардаки Н. Д. – горнопромышленник из города Верхотурье Екатеринбургской губернии России. Об этих сведениях имеется запись в Центральном Государственном архиве Республики Казахстан, находящемся в городе Алматы, в его фонде 348, опись 1, дело 6, связка 1, лист 7.
А теперь, отвлекаясь от основной темы, изложим де-факты из прошлого.
Начало горного промысла на нынешней территории Казахстана относится к медному веку (3-4 тысячелетие до нашей эры). Свидетелями этого являются горные выработки древних рудокопов, каменные, медные и кремневые предметы домашнего обихода, сохранившиеся в местах древних разработок.
Древние горные выработки известны на многих медных месторождениях Казахстана (например, Жезказган, Саяк, Бериккара в Карагандинской области, Ушбулак в Жамбылской области и в других местах Восточно-Казахстанской, Павлодарской областях). Эти выработки обычно изометрические, удлиненные или неправильной формы карьеры длиной до 100 метров и глубиной 10-20 метров. Борта и подошва их заполнены обломками боковых пород и руды. Предельной глубиной их являлся уровень грунтовых вод, так как древние рудокопы не располагали средствами водоотлива. Кроме карьеров имеются и штольнеобразные выработки длиной до нескольких десятков метров Форма, размеры и направление выработок довольно точно соответствуют направлению богатых участков окисленных медных руд. Горными орудиями древних рудокопов были каменные молотки различного размера, клинья, кайло, изготовленные из крепких кварцитов, порфиров.
На многих месторождениях (например, в Жезказгане) сохранились следы нескольких периодов их разработки. Наиболее поздними являются горные выработки, проводившиеся, по мнению археологов, от двух тысячелетий (бронзового века) до 6-7 веков до нашей эры.
Древние рудокопы для проплавки медных руд к ним примешивали так называемые флюсы, которыми служили широко распространенные породы известняков и пески.
На старых рудниках Казахстана в XIX веке были обнаружены самородные меди. Так, например, в 1858 г. на Калмактасском (или Вознесенском) медном руднике потомственных почетных граждан России А. и Н. С. Поповых, находящемся в 160 км от реки Иртыш, в юго-восточных отрогах Дегеленских гор, в Каркаралинском внешнем округе (в нынешней Карагандинской области), на глубине 6-7 м были обнаружены три огромные глыбы самородной меди весом в 860, 803 и 647 кг, которые содержали более 99% чистого металла, до 1% железа. Из них первый самородок 17 апреля 1858 г. братья Поповы передали в дар императору России Александру II. В настоящее время этот самородок хранится в музее Санкт-Петербургского горного института. В каталоге музея записано, что самородок «…. добыт из вновь открытых рудников, принадлежащих А. и Н. Поповым, в области Сибирских киргизов, в Вознесенском руднике Каркаралинского округа». Два других самородка в том же году заводовладельцы отправили в Париж на Всемирную выставку.
автору этих строк 23 июля 1984 г. приходилось вместе с редактором Экибастузской городской газеты «Заветы Ильича» (ныне «Голос Экибастуза») П. И. Оноприенко побывать в Баянаульском районе Павлодарской области на местах старых рудников, угольных копей и металлургических заводов, работавших в XIX веке. Тогда в карьере Жосалы, где в 40-50-х годах XX века комбинат «Майкаинзолото» добывал золотосодержащую руду, в его восточном борте, который в одном месте подходит к невысокой сопке, мы обнаружили древнюю горную выработку (штрек) высотой более 1,3 м и шириной около 0,8 м, пройденную в мягкой пемзообразной породе. К сожалению, заглянуть, как далеко тянется штрек, нам не удалось из-за угрозы обвала и наличия газа. Здесь на входе штрека П. И. Оноприенко нашел самородок меди весом примерно 200 грамм.
Бозшаколское месторождение было обнаружено А. П. Ерефеевым на западном берегу соленого озера Бозшакол, находящегося в 80 км к западу от озера Экибастуз.
Гидроним Бозшакол (по-казахски: Бозшакөл) состоит из двух компонентов: бозша (мутно-серый) и көл (озеро). С истечением времени в начале ХХ века соленая вода озера совсем высохла, и озеро превратилось в мутно-серую трясину (по-казахски: сор). Поэтому озеро Бозшакол местные люди стали по-новому называть Бозшасор. А сегодня дно окончательно высохшего Бозшасора выглядит белесовато-пестрым.
Согласно записи в заявке А. П. Ерефеева, месторождение было названо «Бозшаколское». Поэтому во всех последующих геологических документах месторождение именуется по первоначальному названию соленого озера.
Железнодорожная станция и горно-обогатительный комбинат также были названы «Бозшакол».
Весной 1930 г. на Бозшаколском месторождении Институтом цветных металлов Главного геологоразведочного управления СССР под руководством осетина, студента 5-го курса Ленинградского горного института Рамазана Асланбековича Борукаева (1899-1967 гг.). началась разведка. В 1931 г. началось строительство рабочего поселка Бозшакол. В 1932 г. разведочные работы на Бозшаколе продолжались до ноября 1933 г. А с ноября 1933 г. все работы здесь были законсервированы.
В 1936-1939 гг. в районе проектируемой железной дороги Акмолинск-Павлодар работали тематические и геологосъемочные партии Академии Наук СССР, внесшие значительный вклад в разработку основных представлений о стратиграфии и тектонике Бозшакол-Торткудукского пояса.
В 1940-1941 гг. Казахским филиалом Академии Наук СССР под руководством Р. А. Борукаева проводились региональные и тематические геологические работы в районе Бозшаколского месторождения. В 1948 г. после 15-летнего перерыва работы на Бозшаколском месторождении благодаря энергии и настойчивости Р. А. Борукаева были возобновлены. Второй этап разведки Бозшаколского месторождения проводился в 1948-1958 гг. Работы проводились практически без перерыва в два периода: 1948-1952 гг. и 1952-1958 гг.
В 196 1 г. по категориям А+В+С1+С2 Государственный Комитет Запасов СССР утвердил запасы Бозшаколского медно-молибденового месторождения в количестве 1269,5 тысяч тонн меди, свыше 51 тонны золота, 35 тысяч тонн молибдена, 47 тысяч тонн мышьяка, 1,3 тысячи тонн серебра. На базе разведданных запасов было намечено строительство Бозшаколского горно-обогатительного комбината.
В 1966-1968 гг. Майкаинская геологоразведочная экспедиция, базирующаяся в городе Экибастузе, выполнила значительный объем горных и буровых работ на Бозшаколском месторождении. Здесь в 1974-1978 гг. геологические работы проводились под руководством опытного геолога Ф. П. Седача. Месторождение выгодно разрабатывать открытым способом. Протяженность рудного поля бозшаколского месторождения составляет более 10 км.
В 2003-2005 гг. на Бозшаколском месторождении работала казахстано–германская археологическая экспедиция. Тогда здесь археологи обнаружили несколько древних горных выработок. В отвалах этих выработок были найдены изготовленные из местного кварцита отбойный молот, небольшой молоток для дробления руды и каменные скребки. В западной части месторождения был обнаружен культурный слой поселения древних рудокопов, где были найдены: орнаментированная керамика, два бронзовых шила, оселок, металлургический шлак и различные каменные изделия. Собранные материалы по анализам археологов свидетельствуют о разработке медных руд на Бозшаколском месторождении в эпоху бронзы и раннем железном веке. Большинство древних выработок на бозшаколском месторождении уничтожено геологоизыскательскими работами 90-х годов ХХ века.
В 1978 г. начато строительство Бозшакольского горно-обогатительного комбината. Начал строиться карьер глубиной до 65 м и железная дорога от станции Бозшакол до карьера протяженностью 14 км. Однако работы были приостановлены в начале 90-х прошлого века. И только в 2001 г. компания «DR HANDEL GMBH» выиграла конкурс на получение права по недропользованию на добычу руд Бозшаколского месторождения. Однако эта компания не приступила к работе.
А теперь несколько слов из трудовой биографии человека, который стоял у истока исследования Бозшаколского месторождения. Р. А. Борукаев после окончания Ленинградского горного института (1931 г.) до конца своей жизни все время работал на поприще геологических наук Казахстана. Он руководил изыскательскими геологическими партиями. Под его руководством в Казахстане были открыты: хромитовое, фосфоритовое, полиметаллические и несколько угольных месторождений. Он стал доктором геолого-минералогических наук (1954 г.), профессором (1958 г.), академиком Академии Наук Казахской ССР (1954 г.), лауреатом Ленинской премии СССР и Государственной премии Казахской ССР (1982 г.). Ему было присвоено высокое звание заслуженного деятеля науки и техники Казахской ССР. Он был директором ордена Трудового Красного Знамени Института геологических наук имени К. И. Сатпаева. Под его руководством 16 человек защитили докторскую и кандидатскую диссертации. Основные труды по вопросам региональной геологии — стратиграфии, тектонике, вулканизму и составлению металлогенических карт. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Вышеуказанные звания, титулы и заслуги Р. А. Борукаева вполне позволяют, чтобы в будущем поселке Бозшакол первую улицу и первую школу назвали его именем.
В конце заметки хочется обратить внимание читателей газеты и журналистов на такой момент: в последнее время на страницах газет появляются статьи, где открытие Бозшаколского месторождения связываются с именим Косыма Пшенбаева — первооткрывателя Экибастузского каменноугольного бассейна и Р. А. Борукаева. Это неверное утверждение, и название медно-молибденового месторождения пишут неправильно, как «Бозшаколь», «Бощакуль», «Бощаколь», «Бозшакуль», «Бощекуль».
P.S. К сведению предпринимателей: в Западной части Бозшаколских залежей меди находится Бозшаколское месторождение каолинизированных руд. «Хвосты» обогащения этих руд относятся к высшему сорту материалов. Это сырье используется для производства таких ценных строительных материалов, как кислотоупорный кирпич, керамика, шамотные изделия высших классов. Запасы сырья — свыше 30 млн. тонн.
С. ДЖАКСЫБАЕВ, Почетный гражданин города Экибастуз, член-корреспондент Академии минеральных ресурсов
«Вести Экибастуза»