Объемы производства в ГМК могут упасть на 27,2% или 521,8 млрд тенге в 2025 г. по сравнению с данными 2014 г. в случае отсутствия налоговых льгот. Это обусловлено тем, что льготы могут использоваться для модернизации производств ГМК, а без их предоставления будет происходить увеличение износа основных средств.
Снижение объемов производства в свою очередь приведет к потерям бюджета, поскольку на 11,6 млрд тенге снизится корпоративный подоходный налог. Также отсутствие налоговых льгот сулит потерю рынков сбыта и закрытие многих производств.
Напомним, в настоящее время в Казахстане разрабатывается Кодекс государственных доходов, объединяющий в себе Налоговый и Таможенный кодексы РК. В этой связи существуют риски переноса нагрузки отменяемых налогов на другие инструменты налогообложения. Например, отмена налога на сверхприбыль может привести к увеличению налога на добычу полезных ископаемых и переводу части нагрузки на налог с продаж.
Заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Максим Кононов считает, что стабильность налогового законодательства может стать мощным стимулом для инвесторов, вкладывающихся в предприятия ГМК. «Именно сейчас закладывается подходящий момент, поскольку эту самую стабильность можно закрепить в новом Налоговом кодексе и в Кодексе о недрах и недропользовании, которые разрабатываются в настоящее время. Причем важно, чтобы эти два документа были концептуально связаны», — говорит Кононов.
Даешь адекватную нагрузку
Представитель АГМП также вновь поделился обеспокоенностью участников отрасли, вызванной возможностью повышения как прямой, так и косвенной налоговой нагрузки на недропользователей, добывающих твердые полезные ископаемые, в период неблагоприятной рыночной конъюнктуры. «Мы сейчас видим, что финансовая нагрузка на горно-металлургические предприятия увеличивается: добавляются дополнительные пенсионные выплаты, отчисления на обязательное медицинское страхование, вводится налог с продаж вместо НДС. В целом мы склоняемся к тому, что в трудный ценовой период налоговая нагрузка на предприятия ГМК должна быть стабильной или снижаться», — выразил он мнение отрасли.
Отметим, что по оценке Всемирного банка высокий уровень налогового пакета в Казахстане снижает показатель инвестиционной привлекательности IRR в горнорудной отрасли до 16,2%, тогда как инвестор стремится к IRR не менее 17%. В АГМП согласны с тем, что без преференций отрасль новых инвестиций не получит.
Дорогу новичкам
Необходимо также сказать о том, что в настоящее время предоставление инвестиционных преференций осуществляется только вновь созданным предприятиям. «Между тем, большинство градообразующих, стратегических промышленных предприятий, в том числе, крупных металлургических предприятий Казахстана, построены в прошлом веке, и в целях сохранения и повышения их конкурентоспособности требуется масштабная реинновация и модернизация», — говорят на этот счет в КИРИ.
В институте считают, что необходимы стимулы, направленные в первую очередь на привлечение инвестиций в металлургическую промышленность с целью модернизации, реконструкции и расширения действующих производств. А предоставление инвестиционных преференций для действующих предприятий в этих целях, по расчетам КИРИ, приведет к росту объема производства на 59% или 1,1 трлн тенге. Доход бюджета увеличится на 25 млрд тенге.
АГМП данное мнение целиком разделяют. «Благоприятные условия должны создаваться не только для новых инвесторов, но и для тех, кто уже работает в Казахстане, стимулируя последних модернизировать производства», — отметил Кононов.
Добытчиков ущемляют
Еще одной проблемой, затронутой в проведенном КИРИ анализе налогового и инвестиционного законодательства, стало налогообложение дивидендов. На сегодня в концепции налогообложения дивидендов, предусмотренной в Налоговом кодексе, заложена идея, что дивиденды, выплачиваемые из прибыли, образованной на перерабатывающих предприятиях, освобождаются от налогообложения, а дивиденды, выплачиваемые нерезидентам недропользователей — облагаются.
«Однако упущен тот факт, что предприятия могут иметь смешанные виды деятельности, предусматривающие как добычу сырья, так и его переработку. На этих предприятиях недропользование хоть и занимает существенную часть, но не является единственной целевой деятельностью, а является только первым этапом в производственной цепочке. Соответственно такие предприятия при налогообложении дивидендов дискриминируются», — сказано в отчете КИРИ.
Прогнозы неутешительны
По пессимистичному сценарию КИРИ — объем производства в горнорудной отрасли Казахстана может снизиться с 1 915,3 млрд тенге в 2014 г. до 1 393,5 млрд тенге в 2025 г. Сумма отчисленного КПН может снизиться с 42,6 млрд тенге в 2014 г. до 31 млрд тенге в 2025 г. При этом снижение объема производства и КПН будет происходить ежегодно до 2025 г.
«Курсивъ» Элина Гринштейн