Добыча угля в Казахстане снизится на 20% к 2040 году, говорится в Национальном энергетическом докладе KAZENERGY за 2015 год, презентованном сегодня в Астане. Аналитический отчет был подготовлен при поддержке компаний «Самрук-Энерго» и ExxonMobil, а также с участием экспертов консалтинговой компании IHS Energy.
«Доля угля превышает 66% в общем потреблении энергоресурсов. После 2025 ожидается сокращение доли – ниже 50% к 2030 году и почти до 40% в 2040 году. За снижением потребления последует сокращение добычи на 20%. До 2040 года в энергетике будет все также доминировать уголь, но число газовых электростанций будет увеличиваться по мере расширения газораспределительной сети страны и частичной газификации экономики», — указывается в материалах, распространенных на официальной пресс-конференции, посвященной презентации аналитического отчета KAZENERGY.
По мнению генерального директора энергетической ассоциации Болата Акчулакова, газовая генерация в Казахстане в целом может быть конкурентоспособна с угольной.
«Ожидается рост добычи газа. Любые тарифы они все-таки связаны не только с расстоянием, но и с объемом перекачки, поэтому если будет наращиваться объем перекачки газа, то, соответственно все тарифы будут снижены… Я думаю, что газовая генерация более конкурентна будет в отношении угля, если это связано с размещением генерирующих мощностей в районах, наиболее отдаленных от добычи угля. Теплотворность газа выше чем у угля, поэтому с учетом всех этих аспектов – зольности, теплотворности и расстояний, в первую очередь, от добычи угля, я думаю, эти три аспекта они дают возможность предположить, что рост тарифов по газу не будет сильно что-то менять», — сказал Акчулаков, отвечая на вопрос MetalMiningInfo о конкурентоспособности газовой генерации по сравнению с угольной с учетом грядущих повышений тарифов на прокачку газа по газотранспортной системе Казахстана.
В докладе также отмечается, что на самом деле уран, а не нефть доминирует в экспорте энергоресурсов в Китай из Казахстана, если считать в условных энергетических единицах. Сейчас доля урана в энергетическом потоке на восток занимает 56% от объемов общего экспорта энергоносителей, в то время как нефть достигает только 15% в этом показателе. При этом рост объемов экспорта урана в Китай может быть ограничен нынешними накопленными запасами в размере более 70 тысяч тонн, что может сказаться на продолжительности китайского спроса. Между тем экспорт угля и электроэнергии в восточном направлении ограничен внутренним рынком великого соседа, где наблюдается избыток дешевого угля, а основные центры потребления электроэнергии находятся на океанском побережье.
Интересно отметить, что в целом авторы доклада считают, что потребление электроэнергии в стране вырастет всего до 111 миллиардов киловатт-часов к 2030 году. Это притом, что, по данным комитета по государственной статистике, в 2015 году экономика Казахстана потребила примерно 91 миллиард киловатт-часов . В то же время, по словам директора энергетической бизнес-ассоциации Болата Акчулакова, рост темпа конечного потребления электроэнергии будет расти ежегодно в среднем на 1-1,2% с 2015 по 2040 год. Поэтому в отчете подчеркивается, что необходимо избежать проблемы значительной избыточной мощности и инвестиций в нее. Вместе с тем авторы отчета отмечают, что до 2040 года установленная мощность ВИЭ не должна превышать 15-18% при ограничении выработки этого вида электроэнергии до 3-5%.
По мнению управляющего директора по стратегии и продажам «Самрук-Энерго» Каныша Молдабаева, угольная генерация в Казахстане становится все более экологичной.
«Мы за последние годы в три раза снизили выбросы золы в атмосферу. На всех действующих энергоблоках ГРЭС-1, ГРЭС-2 установлены электрофильтры с коэффициентом золоулавливания 99,6%. На строящейся Балхашской ТЭС предполагается впервые в Казахстане установить рукавные электрофильтры системы сероочистки, что позволит достичь европейских норм по выбросам золы и серы. Кроме того, применение новых технологий позволит на той же Балхашской ТЭС производить 10 миллиардов киловатт-часов в год, при этом сжигая на 500 тысяч тонн угля меньше», — сообщил он, комментируя вопросы журналистов.
Несмотря на снижение импорта экибастузского угля в Россию, в национальной энергетической компании считают, что спрос на него у северного соседа будет сохраняться. «Уменьшение использования имеет объективные причины. Мы не так пессимистично смотрим на российский рынок. Мы считаем, что экибастузский уголь будет востребован на российском рынке», — сказал топ-менеджер «Самрук-Энерго» в комментарии MetalMiningInfo.
Между тем, по данным Молдабаева, сейчас в компании обсуждают вопрос о приостановке строительства энергоблока №3 на Экибастузской ГРЭС-2.
«Проект по строительству энергоблока №3 на Экибастузской ГРЭС-2 реализует наша компания совместно с «Интер РАО». Но в настоящее время рассматривается вопрос о приостановке данного проекта», — сообщил он, отвечая на вопрос MetalMiningInfo.
www.metalmininginfo.kz