Завод, не без фанфар открытый в Костанае в рамках Республиканской карты индустриализации, сейчас, увы, простаивает. Хотя по планам к этому времени предприятие, презентовавшее первую продукцию в июне 2014 года, уже должно было выйти на проектную мощность: производить 450 тысяч тонн арматуры разной длины диаметром от 10 до 40 миллиметров. При такой мощности и достижении оборота около 310 миллионов долларов ТОО «ЕвразКаспианСталь» должно было платить около 1 2 миллионов долларов налогов в год, радуя экономику области. Но этого не случилось. Хотелось бы надеяться, что пока.
ВСЕ ПО ПЛАНУ
От проекта изначально ждали многого. Совместное предприятие — «дочка» входящего в двадцатку крупнейших сталелитейных компаний мира российского холдинга EVRAZ, за которым 65 процентов участия, и казахстанской Kaspian Group, у которой 35 процентов. Инвестиции в проект, реализация которого началась в июне 2011 года, составляют 131 миллион долларов. Из них большую часть (90 миллионов долларов) — средства Банка развития Казахстана, на которые БРК открыл ТОО кредитную линию. И до недавнего времени все обязательства по этому кредиту предприятие выполняло неукоснительно.
Вообще, установка оборудования и строительство шли довольно гладко. Завод возводился по проекту украинского института по проектированию металлургических заводов, а генподрядчиками строительства было темиртауское ТОО «Уралдомна-ремонт KZ». Основное оборудование — прокатный стан — купили у итальянской «дочки» немецкого концерна Siemens — Siemens VAI Metals Technologies S.r.l.
Строительство корпуса и монтаж оборудования заняли два с половиной года: 19 июня 2014 года ЕКС был официально запущен.
— Любому акционеру инвестору важно, чтобы бюджет реализованного проекта не слишком превышал запланированный. Превышение по «Восточному стану» (так в EVRAZ называют казахстанский завод. — Ред.) не превышает трех процентов, — говорил в свое время на презентации предприятия руководитель проекта Андрей МИРСКИИ.
Ожидалось, что уже в 2015 году новый завод закрепится на 50 процентах казахстанского рынка строительной арматуры. Что на фоне активного жилищного строительства в Казахстане, куда арматуру до сих пор приходилось ввозить извне, продукция «ЕвразКаспианСтали» будет востребованна. Что арматура будет активно поставляться в другие страны. И первые ее партии в 2014-м действительно ушли в Таджикистан, Узбекистан и Киргизию.
УНИКАЛЬНЫЙ, ПРОСЧИТАННЫЙ, ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
Проект и его «родители», и Банк развития Казахстана изначально считали весьма выгодным, отмечая самую благоприятную конъюнктуру рынка для его продукции: в стране высокими темпами шло строительство, в том числе и жилищное. Арматуру завозили из России, Китая, в том числе и фирменную с предприятий EVRAZ. Наладив производство внутри страны, можно было выиграть на логистике. Не говоря уже о налогах, рабочих местах и перспективах развития.
На тот момент новорожденное предприятие продумывало борьбу с двумя рисками. Основной риск — сырье, поскольку стальную заготовку в Казахстане никто не выпускал и не выпускает. Она поступала сюда с Западносибирского металлургического комбината в Новокузнецке — также предприятия холдинга EVRAZ, где наблюдалось перепроизводство. Таким образом, холдинг решил сразу две проблемы.
Конечно, для ЕКС наладить поставки сырья внутри страны было бы надежнее и выгоднее. И вопрос этот рассматривался. Велись даже переговоры с павлодарским KSP Steel, «ApceлорМиттал Темиртау», таразским предприятием «Запчасть». Но не вышло: у одних не было лаборатории для регулярных испытаний заготовки, а инвестировать дополнительно они были не готовы. У других не хватало иного оборудования. В качестве отдаленной перспективы озвучивался даже вопрос строительства второго завода в Костанае по производству заготовки. В качестве сырья для него решили использовать металлолом.
Еще одна проблема коста-найского предприятия вырисовывалась после выхода на полную мощность с транспортной инфраструктурой. Площадка, где построили завод, подходила производственникам по всем показателям. Кроме одного — она находится в железнодорожном тупике индустриальной зоны. Предполагалось, как рассказывал директор «ЕвразКаспианСтали» Сергей Сотников, «убраться с тупика», построив железнодорожный путь. Но пока это решалось и планировалось — грянули риски, которых не ждали.
СТОП МАШИНА?
Грянул кризис. В конце января 2016 года EVRAZ официально приостановил производство на предприятии «ЕвразКаспианСталь». «Это связано с низким сезонным спросом на арматуру, а также с неблагоприятной ценовой конъюнктурой», — сказано в пресс-релизе холдинга.
В конце апреля в ходе визита главы национального управляющего холдинга «Байтерек» в Костанайскую область заместитель акима области Сергей Карплюк, перечисляя проблемные вопросы в промышленности, на решение которых требуется денежная поддержка, упомянул и ТОО «ЕвразКаспианСталь». В частности, он сказал, что нужна конвертация в тенге существующих долларовых обязательств перед Банком развития Казахстана по льготному курсу. Также для этого завода просят рассмотреть вопрос реструктуризации займов. Что фактически означает: у предприятия крупные проблемы. И сезонное снижение спроса на арматуру обернулось внесезонным спадом.
По данным «Металл-курьера», в мае — июле 2015 года спрос на арматуру составлял 100-110 тысяч тенге в месяц, с августа к ноябрю он сократился в два раза — до 56 тысяч 400 тенге. И пока ситуация не меняется. Уникальное для Казахстана предприятие замерло в ожидании завершения кризиса.
«Караван» Ольга Колоколова