Производство угля в «Шубарколь комир» и на разрезе «Восточный» снизится в 2016 году, считает аналитик Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Баубек Токтагазин.
«За полгода на разрезе «Восточном», принадлежащем Евроазиатской энергетической корпорации (ЕЭК), было добыто 7,7 млн тонн угля. В такой же период прошлого года производство на разрезе достигало 9,196 млн тонн. Произошло снижение на 16%. Мы прогнозируем добычу в этом году на уровне 16,8 млн тонн, что меньше уровня прошлого года на 10%, когда ЕЭК отгрузила 18,7 млн тонн. В 2017 году падение может быть отыграно ростом до уровня в 18 млн тонн», — констатирует эксперт.
Снижение производства экибастузского угля наблюдается не только на «Восточном», но и на разрезах казахстано-российской компании «Богатырь Комир». По информации «Интерфакс-Казахстан», угольный гигант также снизит свое годовое производство до 32,5 миллионов тонн угля, что меньше на 9,2% прошлого года, когда было добыто 34,5 млн тонн угля. Это связано со снижением спроса в России, вопросами транспортировки продукции и модернизации мощностей.
По информации АГМП, падение добычи фиксируется также на другом угольном предприятии ERG «Шубарколь комир».
«За 6 месяцев «Шубарколь Комир» добыто 3,2 млн тонн угля. В годовом исчислении это меньше на 17,6% прошлогоднего показателя за тот же период в 3,885 млн тонн. Здесь мы также ожидаем спад в этом году на 5,5% до 9,5 млн тонн угля, в то время как в прошлом году уровень добычи составил 10,05 млн тонн. Прогнозы говорят о том, что производство в 2017 году достигнет 9,7 млн тонн», — отмечает Токтагазин.
Главными причинами для падения производства в угольной отрасли, кроме падения спроса в России, являются повышение цен на дизтопливо, сезонный дефицит вагонов и проблемы доступа к портам в России, полагают в Ассоциации.
«В добыче угля затраты на дизтопливо приблизительно занимают 30%. Сейчас мы наблюдаем рост цены в коридоре 110-125 тенге, по данным СМИ. Подорожание превысило 10% после дерегулирования. Отрасль также с тревогой ожидает повышения акцизов на дизель, что еще больше увеличит затраты на транспорт. Между тем потребности предприятий ERG в дизтопливе до конца года составляют более 55 тысяч тонн летнего и 14,5 тысяч тонн зимнего топлива. Всего группа потребляет ежегодно около 140 тысяч тонн летнего дизтоплива. Повышение цен увеличивает ее расходы на 3,75 млрд тенге с учетом НДС. Эти издержки растут и в угольном производстве, где достигая пика в цепочке затрат, они делают дальнейший рост добычи убыточным», — подсчитал аналитик.
«Сезонный дефицит перед отопительным сезоном и списание грузовых вагонов в России вкупе с трансформацией железных дорог повлияло на доступность подвижного состава. По нашим подсчетам, до конца года дефицит полувагонов на экспорт превысит 4900 единиц. Под погрузку по Казахстану в сентябре-декабре для перевозки коммунально-бытового угля ЕЭК и Шубарколя потребуется 10,7 тысяч полувагонов на объем в 1 467 тысяч тонн. Падение производства угля продолжится, если рынок оперативно не решит проблемы с дефицитом», — отмечает Токтагазин.
Также у казахстанских экспортеров угля до сих пор не решены вопросы с доступностью в российские порты. Там часто случаются задержки, ограничиваются объемы перевалки, делаются предложения о перепродаже трейдерам по бросовым ценам.
«Казахстанские поставщики угля переваливают по более высоким тарифам в российских терминалах. Хотя должна быть равная конкуренция на платформе ЕАЭС. Правила доступа в порты сейчас разрабатываются Федеральной антимонопольной службой в сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией. Мы ожидаем улучшения в этой сфере, но пока издержки портовой доступности высоки», — поясняет Баубек Токтагазин.
Согласно данным АГМП, «Шубарколь комир» и ЕЭК добывают около 24% угля в Казахстане.
www.agmpportal.kz