В течение трех ближайших лет Казахстан, при сохранении Нацбанком нынешних темпов закупок аффинированного золота, может войти в двадцатку ведущих стран мира по объему золотого запаса.
В пользу этого прогноза говорит динамика роста в стране производства золота: в 2014 году его в необработанном виде было добыто 46,89 тонны, в 2015-м – уже 63,72 (прирост 37%). Основным (и единственным согласно Закону РК «О драгоценных металлах и драгоценных камнях») покупателем этого «антикризисного актива» у трех аффинажных заводов республики, принадлежащих, соответственно, ТОО «Казцинк», «Корпорация «Казахмыс» и «Тау-Кен Алтын», выступает Национальный банк РК. Если в 2014 году им было приобретено 25,7 тонны банковского золота, то в году минувшем – 29,9 тонны.
Объемы добычи и накопления в виде государственного золотого запаса внушительны и беспрецедентны, однако и они пока далеки от ежегодного уровня в 70 тонн, намеченного в соответствии с поручением Президента страны Нурсултана Назарбаева. Следовательно, есть повод еще раз проанализировать эффективность действующей в стране стратегии золотого оборота.
Итак, чтобы обеспечить более полную загрузку казахстанских золотоизвлекательных и аффинажных мощностей, Правительство в минувшем году прибегло к старому испытанному приему: запретило вывоз лома драгметаллов, сплава Доре или рудных концентратов на переработку за рубеж.
Эта, на первый взгляд, непопулярная мера позволила, как считает заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Канат Баитов, не только ограничить необоснованный экс порт золота, но и удешевить услуги по аффинажу на единственном государственном аффинажном заводе ТОО «Тау-Кен Алтын». Более того, чтобы покончить с контрабандой низкокачественных ювелирных изделий из Турции, Китая и Таиланда, в республике законодательно ввели обязательное клеймение и опробование золотых и серебряных украшений. Наконец, главной «финансовой фишкой» от Нацбанка следует считать авансирование услуг ТОО «Тау-Кен Алтын», с тем чтобы оплата за сырье, поставленное отечественными золотодобывающими компаниями, производилась без задержек. Под контролем отраслевого министерства остаются вопросы дальнейшего наращивания объемов золотодобычи. Так, новой страницей в развитии отрасли станет разработка Бакырчика, осуществляемая в рамках проекта «Кызыл». Его реализация позволит компании довести производство золота до 15 тонн в год (или 1,5 млн тонн руды). Вместе с тем эксперты уже сегодня предостерегают от чрезмерной погони за объемами добычи так называемого «первичного золота», способной, по их мнению, заслонить собой и другие, не менее эффективные источники получения драгметаллов. Не зря минувшим летом в ходе конгресса АММ-2016 заведующая профильной лабораторией НАО КазНИТУ им. К. Сатпаева Гаухар Турысбекова говорила о вторичном сырье – «хвостах», отвалах, «неликвидах» – вышедших из употребления технологических материалах, деталях и приборах, из которых в промышленно развитых странах при переработке получают до трети всего золота.
Нет, хорошо, конечно, что в республике ежегодно растет добыча коренного (содержащегося в руде) и попутного (получаемого при производстве ряда базовых цветных металлов) золота. Однако не менее важным для дальнейшего развития стратегии золотого оборота видится его законодательное регламентирование в части сбора и переработки золотосодержащих отходов ювелирной, часовой, электронной, химической и радиотехнической промышленности. Ну и, конечно же, в сфере добычи россыпного золота. Данный сегмент вообще выпал из законодательного поля, чем не преминули воспользоваться «черные старатели» и перекупщики краденого золотого песка.
Недавний пример тому – инцидент со стрельбой, имевший место в июне на шахте «Новая» АО «ГМК «Казахалтын», когда рабочие, поднявшиеся наверх после смены, отказались подчиниться требованию охраны и предоставить для досмотра одежду и личные вещи…
Трудно не согласиться с мнением отраслевых экспертов, считающих старательство в его нынешнем виде обычным воровством. На их взгляд, для решения этой давно назревшей проблемы необходимо вернуться к существовавшей до 2006 года практике лицензирования старательской деятельности. Ибо к каждой кварцевой жилке или старательскому лотку охрану не приставишь, да и глупо это – запрещать людям то, что могло бы кормить, а заодно приносить деньги и золото в казну.
Понятно, что добыча россыпного золота – давно уже не удел одиночек. Эта задача под силу специализированным частным предприятиям, но и тогда их деятельность должна быть четко регламентирована и самым теснейшим образом интегрирована в маркетинговые схемы ТОО «Тау-Кен Алтын». Только при таком подходе можно будет максимально нарастить оборот драгметаллов, превратив его и в средство извлечения легальной прибыли, и в важнейший инвестиционный ресурс для развития экономики.
«Казахстанская правда» Юрий Фоменко