В I полугодии 2016 года добыча угля в странах Евразийского банка развития (ЕАБР) достигла максимума за аналогичный период 20 лет — 232 млн тонн за первые шесть месяцев текущего года. Данный результат был достигнут, несмотря на неравномерный рост добычи угля в странах ЕАБР. Об этом говорится в обзоре «Угольная промышленность в странах ЕАБР», который подготовило Управление стратегического и отраслевого анализа ЕАБР.
В отраслевом обзоре эксперты Банка также обращают внимание на следующие основные выводы:
На протяжении периода с 2011 по 2015-й цены на уголь во всем мире испытали падение, вызванное ростом предложения этого топлива, а также растущей конкуренцией со стороны более привлекательных с экономической и экологической точки зрения видов энергоносителей. В текущем году баланс спроса и предложения на рынке изменился благоприятным для производителей угля образом, и цены на него восстановились, по сравнению с минимумами конца 2015 – начала 2016 года. Тем не менее, большинство прогнозов предполагает слабый или отсутствующий рост цен на уголь до конца текущего десятилетия. Прогнозы носят более благоприятный характер в отношении коксующегося угля, чем угля, предназначенного для использования в энергетике.
Угольная промышленность Казахстана является одной из важнейших ресурсных отраслей этой страны. По состоянию на 2015 год, Казахстан занимает 8-е место в мире по объему доказанных запасов угля (33,6 млрд тонн или 3,8% мировых запасов) и 10-е место в мире по объему производства (1,2% мирового производства). Уголь находит широкое применение в экономике Казахстана, в особенности в электроэнергетике, тяжелой и горнодобывающей промышленности, в других отраслях, связанных с добычей полезных ископаемых, в коммунально-бытовом секторе, а также поставляется на экспорт.
Между тем, текущее состояние добычи угля характеризуется затяжным спадом производства и экспорта, в связи с крайне негативным внешним фоном и сокращением потребления казахстанского угля на российских ТЭЦ (77% экспорта), а также снижением рентабельности.
В связи с тем, что средняя зольность и содержание серы казахстанского угля превышает аналогичный показатель в ряде других крупнейших угледобывающих стран, с учетом снижения мировых цен на энергетический уголь и высоких транспортных издержек, казахстанский энергетический уголь является недостаточно конкурентоспособным на мировых экспортных рынках. Соответственно, в перспективе до 2030 года основным источником спроса на энергетический уголь останутся тепло- и электростанции Казахстана. Важное значение для будущего угольной промышленности Республики приобретает развитие высокотехнологичного угольного бизнеса и поиск новых точек роста.
Израиль заинтересован в формировании зоны свободной торговли с ЕАЭС
Россия обладает большими разведанными запасами угля — примерно 18% от общемировых. Угледобывающая промышленность страны сохранила положительную динамику производства в 2014-2015 годах, несмотря на спад в экономике страны. Рентабельность отрасли, в целом, улучшилась на фоне ослабления национальной валюты.
Таким образом, угледобывающая промышленность (рентабельная и довольно устойчивая по отношению к основным шокам, которым подвержена российская экономика) предоставляет возможности для кредитования и инвестиций. Между тем, долгосрочные перспективы этой отрасли более сомнительны, чем перспективы обладающих схожими положительными чертами других российских экспортно-сырьевых отраслей, таких как металлургия и нефтегазовая промышленность. В среднесрочной перспективе для угледобычи в России существенные риски могут быть связаны с реальным укреплением рубля и ростом издержек добычи.
Геологические запасы угля в Кыргызстане оцениваются в 28,3 млрд тонн, из них 2,3 млрд тонн — разведанные, 6,4 млрд тонн — прогнозные. Угольная промышленность имеет стратегическое значение для экономики страны, будучи источником сырья для производства энергии, дефицит которой испытывает эта Республика.
Казгеология: на Кирейско-Опарском участке запланировано бурение 15 поисковых скважин
В 1990-е был зафиксирован масштабный спад добычи угля в стране, за которым последовала ее длительная стагнация угольной отрасли. Начиная с 2007 года, правительство Республики стало предпринимать активные меры по восстановлению отрасли в рамках политики импортозамещения и обеспечения энергетической безопасности. В результате за последние 10 лет добыча угля возросла в 5 раз и составила 1,9 млн тонн. в 2015-м (однако этот показатель в два раза меньше, чем в 1990 году). Потребность в импортном угле стала снижаться.
В стратегии развития ТЭК Кыргызстана до 2025 года предполагается сохранение приоритета диверсификации источников энергии с замещением импортного угля. Тем не менее, высокие затраты на транспортировку угля, отсталая технология добычи, высокий износ основных производственных фондов и институциональные проблемы являются барьерами для развития угледобычи.
Таджикистан располагает запасами каменного угля, оцениваемыми на уровне как минимум 4,3 млрд тонн. Их разработка существенным образом активизировалась, начиная с 2012 года, на фоне сворачивания поставок природного газа из Узбекистана.
Угледобывающая отрасль экономики Таджикистана имеет обширные перспективы для дальнейшего развития: уголь является единственным, помимо импортных, источником энергии для страны, предложение которого может быть увеличено быстро и с умеренными затратами. Препятствиями, которые могут помешать развитию угольной промышленности в Таджикистане, являются сложный инвестиционный климат, наличие рисков социального и политического характера. Кроме того, привлекательность угля в качестве источника энергии для Таджикистана может снизиться в случае улучшения условий импорта нефти и газа из-за рубежа, например, в случае восстановления импорта из Узбекистана или подключения к международным нефте- и газопроводам, либо в случае обнаружения новых собственных месторождений нефти и газа в стране.
В Армении геологические исследования подтверждают наличие запасов угля, в том числе относительно высокого качества. Их объем оценивается на уроне 200-250 млн тонн. Добыча этого сырья в стране не ведется.
В Беларуси имеются запасы бурого угля, объем которых оценивается на уровне 100-150 млн тонн. В настоящий момент их разработка не ведется. Шаги в интересах развития угольной отрасли предусмотрены в некоторых программных документах Правительства страны.
«Угледобыча представляет интерес для банка в виду наличия в ней инвестиционных возможностей, а также привязки к металлургии и энергетике, которые входят в число стратегических приоритетов ЕАБР, — комментирует начальник Управления стратегического и отраслевого анализа ЕАБР Екатерина Дмитриева. — При этом основным фокусом банка являются проекты, направленные на углубление экономической интеграции между странами-участницами банка, имеющие модернизационный эффект и повышающие стабильность экономик стран-участниц. ЕАБР придерживается строгих стандартов, оценивая рассматриваемые проекты с точки зрения их экологических последствий».
www.kursiv.kz