На мировом рынке угля продолжаются кризисные явления, которые, в свою очередь, сказываются и на казахстанской угольной отрасли. Внутреннее потребление ее продукции сокращается, а основной импортер -Россия последовательно снижает объемы своих закупок.
По запасам угля Казахстан входит в десятку мировых стран-лидеров и занимает третье место в СНГ. На территории республики известно более 400 угольных месторождений, запасы которых оцениваются в 150 млрд т. Более 90% этого объема сконцентрированы в северной и центральной частях страны. Государственным балансом учтены запасы в 33,6 млрд т по 49 месторождениям, что позволяет обеспечивать углем не только внутренние потребности, но и экспортировать этот энергоноситель. Следует отметить, что 62% балансовых запасов приходится на бурый и лишь 38% ид каменный уголь.
На сегодняшний день добыча угля в Казахстане ведется в Карагандинском и Экибастузском бассейнах, а также в Восточно-Казахстанской (ТОО «Каражыра ЛТД», ТОО «Сайкан»), Акмолинской (ТОО «Он-Олжа»), Алматинской (ТЭК «Беркут»), Жамбылской (ТОО «Кулан Комир») и Костанайской (разрез «Приозерный») областях.
Уголь в основном добывается открытым способом и поэтому имеет низкую себестоимость. Подземную добычу осуществляет только угольный департамент АО «АрселорМиттал Темиртау». Основная доля добываемого энергетического угля идет на нужды электроэнергетики Казахстана — 51% и на экспорт- 31%, остальной объем потребляется населением и промышленными предприятиями (13 и 5% соответственно).
Экспортный потенциал отрасли сдерживает высокая зольность (на месторождении Майкубен она составляет 22%, а в Экибастузе достигает 42%, при среднемировом уровне в 13-17%) и относительно низкая теплотворность. С учетом низких мировых цен на энергетический уголь, растущих транспортных издержек и низкого качества, уголь отечественных месторождений не конкурентоспособен на мировых рынках. Исключением является уголь с месторождения Шубар-коль, который соответствует всем экспортным стандартам.
Угольные реалии
В общей сложности в Казахстане работает свыше 30 угледобывающих компаний, которые ежегодно производят свыше 100 млн т угля. Крупнейшей из них является ТОО «Богатырь Комир», на долю которого, поданным KAZENERGY, приходится около 2/5 совокупного объема добычи. На втором месте находится АО «Евроазиатская энергетическая корпорация» (1/5). Примерно по 7% добываемого в республике угля приходится на долю еще трех предприятий: АО «АрселорМиттал Темиртау», АО «Борлы» и АО «Шубарколь комир».
По данным Министерства энергетики, в прошлом году в республике было добыто 102,2 млн т угля (без учета угольного концентрата), что на 6,2% меньше показателей 2014 года. При этом на экспорт поставлено 29,2 млн т (96,1% к 2014-му), а казахстанским потребителям — 67,5 млн т угля. Объем добычи угля в текущем году ожидается на уровне 101,5 млн т. Необходимо отметить, что более половины угледобычи в стране обеспечивает Павлодарская область, а на втором месте находится Карагандинский регион.
Главный импортер казахстанского угля — Россия, в последние годы стремится обеспечить электростанции Урала и Западной Сибири топливом собственного производства, переориентируя их на угли Кузнецкого бассейна и газ. Безусловно, это процесс не одного дня. Переход на уголь другого производителя требует больших вложений и перестройки энергетических станций. Вместе с тем импортозамещение и переход на недолларовые расчеты сократили маржу для основных угольных предприятий Казахстана.
В апреле текущего года энергетические ведомства наших стран подписали Индикативный прогноз потребления казахстанских углей электрогенерирующими предприятиями Российской Федерации на 2016-2022 годы. Согласно этому документу, экспорт в РФ в этом году составит порядка 22 млн т, в 2017 году — порядка 19,8 млн, в 2018-м — 20,8 млн, в 2019-м — 20,7 млн, в 2020-м — 20,2 млн, в 2021-м-21 млн, а в 2022-м-20,5 млн т. Таким образом, в текущем году Россия намерена импортировать всего 22 млн т, вместо прошлогодних 29 млн. То есть наши поставки в РФ рухнут сразу почти на четверть.
В ситуации сокращения экспорта по главному — российскому, направлению основной упор можно делать на местного потребителя. Однако внутренний рынок не проявляет особого рвения к наращиванию спроса на уголь. Так, по данным Министерства энергетики, в 2015 году энергопроизводящим предприятиям был отгружен 51 млн т угля, что на 1,6 млн т меньше предыдущего года.
Как результат, падение объемов производства в угольной отрасли продолжается. За первую половину текущего года, как сообщает EnergyProm.kz, в Казахстане было добыто 45 млн т угля и угольного концентрата, что на 6,1% ниже показателя за тот же период прошлого года. В ассоциации KAZENERGY полагают, что эта тенденция сохранится и к 2040 году годовой уровень угледобычи доставит примерно 87 млн т. Потребление, следуя по аналогичной траектории, сократится до 70 млн т.
Шубаркольский разрез
Входящее в Евразийскую Группу (ERG) АО «Шубарколь комир» — один из крупнейших в стране производителей энергетического угля. По итогам 2015 года предприятие преодолело планку по добыче в 10 млн т и экспортировало более 5,6 млн т угля.
Список внешних рынков у «Шубарколь комира» весьма обширен, включая такие страны, как Кыргызстан, Италия, Япония и даже Бразилия. К примеру в прошлом году в Кыргызстан поставлено 1,26 млн т,
то Россию — 764,49 тыс. т, Великобританию — 721,02 тыс. т, Нидерланды -536,25 тыс. т, Италию — 482,07 тыс. т, Германию — 413,35 тыс. т, Финляндию — 292,21 тыс. т, Бразилию — 257 тыс. т, Японию — 249,77 тыс. т. Среди крупных потребителей угля на внутреннем рынке — АО «Алюминий Казахстана», АО «ТНК «Казхром», АО «АрселорМиттал Те-миртау», АО «Казцинк» и др. Кроме того за счет шубаркольского угля удовлетворяется около 30% потребности коммунально-бытового сектора.
Для компенсации снижения объемов продаж сейчас прорабатываются различные варианты поставок. Разрез намерен выйти на рынок Узбекистана, балансировка курсов рубля и тенге позволяет расширить продажи в России. После снятия санкций с Ирана у «Шубарколь комира» появилась возможность начать поставки и в эту страну.
О проблемах насущных
Между тем, в угольной отрасли Казахстана накопилось множество проблем. Одна из основных — транспортировка продукции, которая становится «золотой» пока доберется до потребителя. Сейчас важно не только не повышать железнодорожные тарифы на перевозку твердого топлива, но и снизить их в целях повышения конкурентоспособности казахстанского угля. Увы, тарифы постоянно растут.
Несмотря на уверения правительства, что в 2016 году, увеличение не превысит 4,5%, железнодорожный тариф на внутреннюю транспортировку угля уже повысился на 7,8%. При этом вагонов не хватает ни на экспортные, ни на внутренние перевозки. В результате суммарные недопоставки составят около 2,4 млн т угля.
Волнует угледобытчиков и ситуация с отправленным в «свободное плавание» дизтопливом на которое приходится 30-40% в себестоимости расходов. «Корректировка» курса тенге привела к росту затрат при закупе импортного оборудования. Правительству следует рассмотреть возможность государственной поддержки предприятий с этой стороны.
Но, пожалуй, главная проблема — это дальнейшее направление долгосрочного развития угольной промышленности. Сегодня мощности по добыче в Казахстане опережают спрос на традиционный энергетический уголь. Экстенсивный путь себя исчерпал и нужны инновационные решения, позволяющие выйти за пределы рынка энергетического угля.
Журавли и синицы
К сожалению, в стране отсутствуют государственные программы технологического развития угольной отрасли. В частности, по углехимии, которая, используя уголь в качестве базового компонента, способна обеспечить выпуск широкого спектра химической продукции, углеродных, композитных материалов и др.
И это несмотря на то, что с учетом мировой тенденции перехода на «зеленую экономику» в отрасли давно назрела необходимость в новых процессах. Об этом много говорится, но действуют (и то на некоторых угледобывающих предприятиях) лишь линии по выпуску из угля сорбентов да брикетов.
А ведь современные научные разработки, используя комплексную переработку угля, позволяют получать из него более 130 видов только полупродуктов, служащих основой для дальнейших переделов. Так, существующие в мире технологии позволяют производить угольный бензин и дизтопливо марок Евро-4 и Евро-5 в количестве, покрывающем потребности внутреннего рынка республики.
В течение ряда лет периодически заслушиваются отчеты о проделанной работе в рамках проекта по разведке, добыче и промышленному освоению метана из угольных пластов. Только в Экибастузском бассейне ежегодные выбросы метана в атмосферу при добыче угля оцениваются в 500-600 млн м3. В целом же ресурсы метана угольных месторождений республики, по оценкам геологов, составляют 2-4 трлн м3. Однако подвижек в реализации проекта практически нет. И это при том, что промышленная добыча метана не только значительно повысит безопасность труда шахтеров, но и обеспечит голубым топливом жителей ряда областей страны, в том числе города Астаны. Опыт США, Канады, Австралии, Китая, Индии показывает высокую эффективность технологий углегазового промысла. К примеру, в США, благодаря государственной поддержке, соответствующему законодательству и налоговым льготам, добыча угольного метана толь’-
ко за период с 1990-го по 1992 год возросла с 5 до 15 млрд м3 в год, а в настоящее время уже превышает 50 млрд м3.
Еще один путь развития угольной отрасли — переработка золошлаковых отходов. Поскольку энергетика Казахстана в основном базируется на угле, то рост энергопотребления ведет к большему количеству сжигаемого угля и, соответственно, увеличению объемов золошлаковых накоплений. А это не только экологические проблемы. Золошлакоотвалы занимают большие площади, а их строительство требует значительных капитальных затрат со стороны! теплостанций, что в конечном счете увеличивает себестоимость производства энергоносителей.
В настоящее время в стране объем этих отвалов превышает 500 млн т, ежегодно увеличиваясь на 19 млн т. Близость химического состава золошлакоотходов к природному минеральному сырью де-.лает возможной их переработку в сухие строительные смеси, огнеупоры, дорожные наполнители, глиноземное сырье.
В частности, на Экибастузской и Аксуской ГРЭС складировано более 300 млн т золы, содержащей около 30% оксида алюминия. Разработка технологии получения из золы глинозема позволила бы удвоить его производство в Казахстане. В зольную часть многих месторождений входят и такие редкоземельные металлы, как галлий, германий, скандий. К примеру, в настоящий момент на «угольный» германий приходится около 20% объема мирового производства этого элемента.
Безусловно, многие из перечисленных проектов требуют больших вложений, но затягивание времени с их разработкой и внедрением обойдется еще дороже. И тогда, не удержав в руках «синицу», упустим и «журавля».
На прошедшем в начале августа республиканском совещании по развитию угольной промышленности экс-премьер Карим Масимов поручил министру энергетики Канату Бозумбаеву создать рабочую группу по проблемным вопросам угольной промышленности и выработать по ним решения, как на краткосрочный период, так и с учетом долгосрочных трендов. Остается надеяться, что принятые ею решения не только стабилизируют ситуацию, но и дадут зеленый свет дальнейшему развитию отрасли.
«Kazakhstan» Сергей Смирнов