Свыше 130 млрд. тенге принесут атомщикам 26 проектов, намеченных к осуществлению в рамках трансформации АО «НАК «Казатомпром»
Причем, экономический эффект программы преобразований к 2025 году десятикратно превысит вложенные в нее затраты.
Первые два года инноваций уже позволили национальной компании не только сохранить положительные производственно-финансовые показатели, но и обеспечить их динамичный рост. Казахстан остался лидером в сфере добычи природного урана в мире.
В сравнении с резким ростом объемов производства в 2001 – 2011 годах (с 2002-го – до 19. 450 тонн ежегодно), увеличение последнего времени было скромным и составило в 2015 году 3.350 тонн U, сообщается в «Обзоре ядерных технологий-2016» МАГАТЭ. Республика также стала крупнейшим поставщиком урана на рынки США и Франции.
По оценкам Всемирной ядерной ассоциации (ВЯА), в 2015 году в мире было произведено около 57 000 тонн актиноида, что более или менее соответствует уровню 2014 года. В настоящее время уран добывается более чем в 15 странах. На разных этапах разработки находится ряд новых проектов в некоторых странах-производителях, а также более чем в 25 потенциальных странах-«новичках», часть которых намерены возобновить добычу урана после длительного перерыва.
В релизе по итогам 2015 года Uranium One указывалось четыре центра мировой добычи урана – Канада, Африка, Австралия и Казахстан. И у каждого из этих игроков, по мнению экспертов компании, есть хороший потенциал. Вопрос в том, кто из них сможет реализовать его даже в условиях низкой ценовой конъюнктуры. Казахстан, занимая второе место в мире по запасам урана, располагает 1,7 млн. тонн сырья. Большинство его пригодно для добычи подземным скважинным выщелачиванием, наиболее экологически чистым и низкозатратным способом.
Напомним, метод ПВ (подземное выщелачивание) позволяет исключить из процесса урановой добычи некоторые весьма дорогостоящие производственные операции, связанные с выемкой руды из подземных блоков, подъемом ее на поверхность, транспортировкой, измельчением и обогащением, складированием в отвалах и т. д.
Сокращение числа трудоемких и затратных операций значительно снижает себестоимость добываемого металла. Этот способ настолько дешев, что, скажем, средняя себестоимость производства закиси-окиси урана U3O8, по данным компании Uranium One, в 2015 году составляла 11,4 доллара за фунт. В то время как канадский уран Cameco выходил почти вдвое дороже, несмотря на то, что руда была на несколько порядков богаче.
Именно этот фактор, уверены эксперты, в первую очередь позволил Казахстану в 2009 году обойти Австралию и Канаду в добыче урана и до сих пор удерживать лидерство в рейтинге крупнейших его поставщиков. Более того, за последнее десятилетие республика нарастила объемы производства почти в шесть раз, тогда как у ближайших конкурентов – Канады и Австралии – добыча стагнировала и даже немного снижалась.
В 2015 году мировые обогатительные мощности по-прежнему превосходили совокупный годовой спрос, отмечается в «Обзоре ядерных технологий-2016» МАГАТЭ. В 2015 году спотовая цена на уран оставалась невысокой, колеблясь между 77 и 86 долларами за килограмм.
Довольно низкие цены значительно ограничивали возможности компаний по изысканию средств на проведение геологоразведки, технико-экономических исследований, запуска новых и расширения существующих проектов строительства. В связи с этим в начале января текущего года председатель правления АО «НАК «Казатомпром» Аскар Жумагалиев заявил о сокращении добычи урана на 10% с целью восстановления мировых цен на сырье. Однако перенасыщение рынка, считают эксперты МАГАТЭ, не затянется надолго, тенденция будет переломлена в ближайшие несколько лет.
Подтверждением тому служит всплеск интереса к атомной энергетике во многих странах мира, вызванный высокой конкурентоспособностью АЭС по показателю себестоимости производства электроэнергии, ростом стоимости и истощением запасов углеводородного топлива, чрезмерной зависимостью от него ряда стран, а также ужесточением экологических стандартов и курсом на построение «зеленой» экономики.
Прокатилась новая глобальная волна строительства энергоблоков. В конце 2015 года в мире насчитывалось 441 действующий ядерный энергетический реактор, а общемировая генерирующая мощность АЭС составляла 382,9 ГВт (эл.). Пять реакторов были окончательно остановлены, зато десять – подключены к энергосетям (наивысший показатель с 1990 года) и начато строительство восьми новых реакторов.
Из 68 строящихся реакторов 45 находились в Азии, и там же размещались 39 из 45 реакторов, которые были подключены к энергосетям в период после 2005 года. То есть, в настоящее время строится больше атомных энергоблоков, чем когда-либо в течение последней четверти века.
Согласно прогнозам МАГАТЭ, составленным в 2015 году, общемировые мощности ядерной энергетики при благополучном сценарии вырастут с текущего уровня 381,7 ГВт (эл.) до 632 ГВт (эл.) в 2030 году (+ 70% за 15 лет). Эти цифры обнародованы с учетом вывода установок из эксплуатации. Фактически же в последующие 15 лет при самом неблагоприятном раскладе будет введено около 150 ГВт (эл.) новых мощностей и вдвое больше – при удачном сценарии.
Следовательно, будут расти и потребности в ядерном топливе. По оценкам МАГАТЭ, к середине 20-х годов текущего столетия складские запасы урана будут исчерпаны, а доля его вторичных источников снизится до 10 %, в связи с этим для обеспечения мировой атомной энергетики к 2025 году потребуется увеличить долю добычи природного урана на 90–95%.
Зная об этом, все компании-производители, начиная с 2012 года, скорректировали свои оценки и перспективные планы наращивания производства урана и развития сырьевой базы. АО «НАК «Казатомпром» не стала в этом ряду исключением. В компании пересмотрели свое отношение к рискам и перестроили бизнес-стратегию. Бенчмаркинг выявил слабые стороны НАК и показал, что технические и сырьевые факторы позволяют ей легко и гибко реагировать на вызовы рынка.
У национального оператора РК по импорту-экспорту урана есть высокий потенциал в совершенствовании маркетинга, построении вертикально-интегрированной компании, повышении эффективности производства за счет приобретения активов и автоматизации производства. Программа трансформации, инициированная в 2014 году АО «ФНБ «Самрук-Казына», позволяет компании уже сегодня встать в один ряд с передовыми уранодобывающими компаниями по технической и технологической оснащенности. Трансформация дает возможность собрать воедино, описать и привести в полный порядок производственные процессы в компании, сделать «ревизию» информационных технологий.
По словам Аскара Жумагалиева, Казатомпром намерен «иметь эффективный маркетинг, высокоэффективное производство, оптимальное расположение офисов», присутствовать во всех звеньях ядерно-топливного цикла и сохранить свои позиции на мировом рынке урана. Иными словами, коэффициент полезного действия должен измениться на всех уровнях. К 2025 году Казатомпром намерен увеличить собственную стоимость в три раза. Итогами трансформации компании станут укрепление ее финансовой устойчивости: плюс 32 млрд. тенге показателя EVA, и повышение производительности труда.
Преобразования минувшего года, осуществленные в рамках трансформации, прошли для компании, по мнению председателя правления АО «НАК «Казатомпром», весьма успешно: ей удалось увеличить чистую прибыль более чем в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом. Так, в минувшем году началось строительство завода по производству ТВС совместно с Китайской генеральной ядерно-энергетической корпорацией (CGNPC). В свое время соглашение по этому проекту эксперты уже называли историческим и вот, наконец, оно перешло в стадию реализации.
На базе АО «Ульбинский металлургический завод» будет создано современное, полностью автоматизированное производство мощностью 200 тонн тепловыделяющих сборок в год для атомных станций. Управление заводом будет осуществляться через совместное предприятие «Ульба-ТВС». Технологию для производства ТВС компании предоставит французская AREVA NP.
– Это первый шаг на пути к вертикально-интегрированной компании. Теперь мы будем продавать не только уран, но и высокотехнологичную продукцию. Это и есть цель номер один для нас, и мы начали этот путь! – заявил Аскар Жумагалиев о серьезных намерениях АО «НАК «Казатомпром» диверсифицировать собственное производство.
Важным достижением трансформации стало усиление работы с партнерами.
В 2016 году НАК и Cameco договорились о реструктуризации ТОО «СП «Инкай» и увеличении доли «Казатомпрома» в совместном предприятии с 40 до 60% к 2018 году, с «Росатомом» – о выполнении комплексной программы казахстанско-российского сотрудничества и выводе ЗАО «Центр обогащения урана» (ЦОУ) на безубыточность. Соглашение с китайской компанией CGNPC гарантирует поставки казахстанских топливных таблеток для китайских АЭС до 2024 года.
– Выведение 20 непрофильных предприятий из состава компаний увеличило стоимость АО «НАК «Казатомпром» и позволило сократить убытки на 11 млрд. тенге. При этом офисы 13 ДЗО (дочерних и зависимых организаций, – Прим. ред.) были передислоцированы из Алматы в уранодобывающие регионы на юге Казахстана. Удалось также сократить производственную себестоимость. Несколько эффективных мер, таких как внедрение категорийного управления закупками, мероприятия по энергосбережению, оптимизация удельных норм расхода химреагентов, материалов и многое другое позволило сэкономить только в 2016 году 13 млрд. тенге, – сообщил Аскар Жумагалиев.
Запуск smart-рудника и ситуационного центра на добычном предприятии ТОО «Казатомпром SaUran» интенсифицировал производственные процессы. Информационная система в реальном времени собирает и анализирует информацию с датчиков приборов и оборудования, удаленно контролирует и регулирует количество используемых химических реагентов при добыче урана. Год ее работы показал, что время диагностирования оборудования сократилось с двух недель до двух дней… На 10% снизилось потребление электроэнергии, используемых материалов и реагентов и в три раза – время сниженной производительности скважины.
В ситуационном центре теперь обрабатываются различные производственные показатели – рентабельность, EVA, чистый доход, объем добычи, отгрузка, использование реагентов, производительность труда и другие. Благодаря его внедрению количество отчетов, подготавливаемых дочерними организациями, сократилось в три раза. Все эти мероприятия, по словам председателя правления, помимо экономии дают хороший управленческий эффект. Бизнес должен работать без отрыва от производственных реалий – это то, чего АО «НАК «Казатомпром» добивается в рамках трансформации.
Кроме того, в нынешнем году компания завершила регистрацию трейдинговой компании «TH Kazakatom AG» и утвердила новую маркетинговую политику. Близость к клиентам, гибкость продаж при определении условий сделки и оперативное реагирование на изменения рынка – все это позволит значительно усилить эффективность маркетинга.
Следующий ключевой элемент программы трансформации – кадровая политика. Внедрение конкурсного отбора сотрудников, новой организационной структуры и утверждение комплексной образовательной программы обеспечат НАК квалифицированными кадрами, позволят создать достойные условия труда и заработной платы с возможностью карьерного роста. Здесь стоит подчеркнуть, что компания и дальше намерена внедрять новые высокотехнологичные решения, автоматизировать производство, поэтому профессиональное мастерство, самообразование и самосовершенствование должны стать главными мотивами деятельности ее сотрудников.
«Горно-металлургическая промышленность» №2-2017 Сергей Тен