Обсуждению концептуальных вопросов проекта Кодекса РК «О недрах и недропользовании» был посвящен «круглый стол», прошедший в рамках VIII Международного горно-металлургического конгресса «Astana Mining & Metallurgy» под председательством первого заместителя исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Тулегена Муханова.
Приветствуя участников мероприятия, первый заместитель исполнительного директора АГМП рассказал о ходе работы над проектом Кодекса о недрах. Т.Муханов, в частности, отметил, что Министерством по инвестициям и развитию РК проделана большая работа в части упрощения процедур для привлечения инвестиций в отрасль. Проведены общественные слушания, встречи в регионах. Рабочая группа АГМП с участием представителей предприятий-недропользователей, консалтинговых компаний, департамента недропользования МИР РК регулярно проводит заседания. Благодаря совместной работе многие вопросы сняты с повестки дня. Но остался ряд моментов, требующих разрешения. В их числе защитный механизм, препятствующий спекуляции участками недр, регулирование техногенных минеральных образований, государственное регулирование закупок недропользователей, понятие первичной переработки, право недропользования в отношении ТПИ на основе прямых переговоров и другие.
Основные положения проекта Кодекса РК «О недрах и недропользовании» в части твердых полезных ископаемых представил на «круглом столе» вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев. Он подчеркнул, что целью разработки Кодекса о недрах является совершенствование законодательства в сфере недропользования, улучшение инвестиционного климата, обеспечение восполнения минерально-сырьевой базы для устойчивого экономического развития страны в рамках исполнения поручений Главы государства и 74-го, 75-го шагов Плана нации
Приведя для сравнения статистику – в Канаде на рынке недропользования насчитывается 15 тыс. сервисных, юниорских компаний, тогда как в нашей стране в сфере геологоразведки действуют всего 82 предприятия – он выразил надежду, что простота получения права недропользования станет залогом того, что люди смогут успешнее оформлять права недропользования.
Говоря об основных причинах принятия Кодекса, Т. Токтабаев заметил, что до недавнего времени инвесторы «бегали» за государством, потому что было много месторождений с имеющимися балансовыми запасами. Но сегодня сложилась другая ситуация: основная масса месторождений законтрактована, оставшиеся имеют технологические либо инфраструктурные сложности. Поэтому остро стоит вопрос вложения средств в геологоразведку.
Среди концептуальных нововведений проекта Кодекса о недрах вице-министр назвал внедрение упрощенного порядка по аналогии с австралийской моделью «Первый пришел – первый получил», обеспечение открытости и доступности геологической информации. Кроме того, существующий перечень общераспространенных полезных ископаемых признается твердыми полезными ископаемыми. Сюда же относится переход на международные стандарты CRIRSCO. Новшеством станет и усиление положений по ликвидации месторождений с учетом наилучшего мирового опыта. Заключенные контракты останутся на действующем режиме.
— Работа над Кодексом о недрах плавно переходит к работе по налогам, — констатировал вице-министр. — В этой части у нас есть принципиальные вопросы, без которых Кодекс не пройдет, — это введение австралийской ставки взамен существующего бонуса коммерческого обнаружения, плата за геологическую информацию и другие. Но сейчас возникают и вопросы более серьезного порядка, связанные с добычей. Понятно, что никто не собирается строить свой бизнес на геологоразведке, — все хотят добывать, зарабатывать деньги. Эти вопросы обсуждаются, и, возможно, будут приняты какие-то изменения.
Что касается сроков, то Т. Токтабаев уточнил, что они остаются прежними. В июне Кодекс должен поступить в Министерство юстиции, затем – в Канцелярию Премьер-Министра и в сентябре – в Мажилис. К сожалению, для депутатов остается не так много времени, поэтому народные избранники активно участвуют в подготовке документа в рамках рабочей группы. В целом принятие Кодекса планируется до конца текущего года.
Генеральный директор ТОО «Kazzinc» Александр Хмелев проинформировал об изменениях принципов в сфере недропользования и их взаимосвязи с системой налогообложения. По его мнению, если экономика рассчитывается, исходя из реализации конкретного продукта, то необходимо рассматривать налогообложение, которое строится на тех же самых принципах, то есть, исходя из реализации этого продукта. Логичным выглядит переход на роялти – платеж, который исчисляется, исходя из объема реализации добытых недропользователем полезных ископаемых, вместо существующего налога на добычу полезных ископаемых, который рассчитывается исходя из физического объема полезных ископаемых, содержащихся в облагаемых объемах погашенных запасов.
Переход на роялти, исходя из реализации, дает возможность уйти от утверждения нормативных потерь, что позволит исключить спорные вопросы при налоговых проверках и упростит налоговое администрирование в этой части. Он также позволит установить дифференцированные ставки, в зависимости от уровня переработки (передела), что придает налогу не только фискальную, но и стимулирующую функцию. По мнению А.Хмелева, в целях стимулирования высоких переделов шкала ставок должна быть регрессивной, исходя из принципа «чем выше передел, тем ниже ставка». В целях привлечения инвестиций ставки роялти должны быть конкурентными в сравнении со ставками, установленными в других добывающих странах.
Если экономика рассчитывается, исходя из реализации конкретного продукта, то должна рассматриваться деятельность недропользователя в целом по компании, без разделения на контрактную или внеконтрактную деятельность, и возникновения разных подходов в налогообложении при передаче сырья на переработку в последующий технологический передел, либо при реализации продукции, в зависимости от уровня ее передела. При этом логичным выглядит размытие налоговой границы и полной отмены налога на сверхприбыль для горно-металлургического сектора. НСП для ГМК не имеет аналогов в мире, что вызывает неопределенность налогообложения и снижает инвестиционную привлекательность Казахстана.
В ходе «круглого стола» директор по правовым вопросам ТОО «Корпорация Казахмыс» Руслана Кабиева остановилась на таких актуальных вопросах проекта Кодекса о недрах, как взаимоотношения государства и инвесторов, принятие четкой и понятной системы налогообложения, административно-разрешительные методы государственного регулирования.
Юрист White & Case Kazakhstan Тимур Одилов прокомментировал основные принципы принятия нововведений проекта Кодекса о недрах.
www.agmp. kz