Затянувшийся период неустойчивого спроса и низких цен, пришедший на смену сырьевому суперциклу, продолжает влиять на инвестиционную привлекательность горнодобывающего сектора страны. Однако специалисты и ученые уверены, что Казахстан стоит на пороге геологоразведочного бума. Ничего нового изобретать не нужно, уверяют эксперты. Успех зависит от притока инвестиций, а те, в свою очередь, от трех вещей: привлечения новых поисковых технологий, совершенствования нормативно-правовой базы и повышения профессионализма геологов.
Статистика неумолима: имея редкий по богатству запасов недр потенциал, Казахстан пока не может потеснить мировых лидеров по объемам привлеченных инвестиций. Всем известно, что геологоразведка – это прямые инвестиции и инновации в недра, и возврат этих затрат не всегда очевиден. Казахстанским компаниям все сложнее привлекать финансирование на геологоразведку, потому что инвесторы не готовы вкладывать средства в проекты с туманными перспективами.
Текущая ситуация с инвестициями: мнение экспертов
Согласно отчету EY «Бизнес-риски в горнодобывающей и металлургической отраслях: исследование за 2015–2016 годы» (Business risks in mining and metals 2015–2016), объем капитала, привлеченного компаниями горно-металлургического сектора в 2014 году, сократился на 15% по сравнению с предыдущим годом.
Начиная с 2012 года, неуклонно снижались объемы долевого финансирования, привлекаемого небольшими отраслевыми предприятиями. В 2014 году таким игрокам удалось привлечь менее 1 млн долларов США. При этом треть эмитентов повторила попытку листинга в течение следующих 12 месяцев, а некоторые провели даже от шести до восьми попыток листингов.
От недостатка средств особенно страдают молодые небольшие предприятия, на долю которых традиционно приходилась основная часть геологоразведки.
Согласно исследованию аналитического центра SNL, бюджеты на разведку залежей цветных металлов продолжают неуклонно сокращаться (на 30% – в 2013 году и на 26% – в 2014 году).
Доля расходов на поиск новых запасов и предварительную разведку снизилась до рекордного уровня – 30%, а доля расходов на эксплуатационную разведку не превышает 31%. Из-за текущих проблем в финансировании геологоразведки замедляются темпы открытия новых запасов, добывающий фонд прирастает незначительно, появляются задержки в реализации проектов. Это может привести к тому, что компании могут оказаться неготовыми к повышению спроса в будущем, подчеркивают в своем отчете эксперты EY.
При этом инвесторы весьма заинтересованы в новых месторождениях с уже подтвержденными запасами, где добыча должна начаться в самое ближайшее время. Что же делать?
По мнению участников сессионного заседания «Инвестиционный потенциал геологоразведки», состоявшегося в рамках VIII Международного горно-металлургического конгресса и выставки «Astana Mining & Metallurgy» – АММ 2017, спасти рынок смогут три вещи: привлечение новых поисковых технологий, совершенствование нормативно-правовой базы и повышение профессионализма геологов.
Взгляд специалиста: как преодолеть барьеры?
Главный геолог компании Aurora Minerals Group Кент Балас сообщил о заинтересованности иностранных специалистов и компаний в нашей стране, объяснив это тем, что Казахстан расположен в сложной геологической области и имеет много месторождений полезных ископаемых. На VIII Международном горно-металлургическом конгрессе он поделился своим мнением по поводу ситуации в отрасли и мер привлечения инвесторов.
Участие в казахстанском горнорудном секторе лишь нескольких крупных, средних и малых горнорудных компаний приводит к нездоровой конкуренции и недостаточно качественной добыче минеральных ресурсов, считает он.
В идеале, по мнению г-на Баласа, распределение сил на рынке должно быть похоже на пирамиду, в основании которой расположатся небольшие компании, которые будут осуществлять первоначальные стадии разведки и продавать свои проекты средним компаниям, а те, в свою очередь, будут далее развивать проекты и затем продавать их крупным компаниям
Крупные компании более устойчивы и могут выдержать многие риски. Крупным компаниям следует поддержать появление юниорских геологоразведочных компаний, поскольку в конечном итоге это даст крупным компаниям больше возможностей для будущего развития проектов.
Малые компании – краеугольный камень всей индустрии. Однако в настоящее время, считает ведущий геолог Aurora Minerals Group, для их выхода на рынок существует много барьеров.
Главным барьером после высокой временной и финансовой затратности геологоразведочных мероприятий является сложный регуляторный режим. Например: в Казахстане выдано около 500 лицензий на недропользование, тогда как в Австралии – около 26 тыс.
Для привлечения инвесторов в отрасль также необходим более высокий уровень раскрытия геологических данных и создание геофизических онлайн-баз. Такие базы, по мнению спикера, должны быть бесплатны и доступны широкой общественности в онлайн-режиме. Чтобы исследовать месторождения, казахстанские специалисты могли бы успешно адаптировать некоторые современные геофизические инструменты.
Кент Балас отметил позитивную тенденцию: Казахстан уже начал движение в этом направлении. Интерактивная карта, которая позволяет инвесторам увидеть ценные месторождения полезных ископаемых на территории страны, уже создана.
Следующий шаг – признание выявленных ресурсов фондовыми биржами. Если это будет сделано, инвесторы обязательно придут в Казахстан, и тогда появится возможность зарабатывать на геологоразведке хорошие деньги.
По словам Кента Баласа, национальная программа развития отрасли, которая сейчас разрабатывается, позволит нашей стране добиться хороших результатов, в том числе и в геологоразведке:
– Внутри индустрии бытует мнение, будто бы все, что возможно найти – было найдено еще в Советском Союзе. Хочу заметить, что это не так. В Советском Союзе были проведены далеко не все геологоразведочные работы и, думаю, много чего еще можно найти. Казахстан полон огромных возможностей и будет бум геологоразведки! – уверен Кент Балас.
Эффект CRIRSCO
Важным инструментом привлечения инвестиций в горнодобывающий сектор во всем мире являются международные стандарты отчетности о минеральных ресурсах и запасах. Около 90% участников инвестиционного рынка ориентируются на геологоразведочные и горнодобывающие компании, применяющие CRIRSCO, поделилась информацией с участниками форума Сауле Уразаева, исполнительный директор ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и минеральных запасах KAZRC».
К сожалению, доля Казахстана в мировых инвестициях на геологоразведку составляет 1%, тогда как страны, внедрившие международные стандарты, «забирают» 63,4% от общего инвестиционного потока.
Наша страна стала полноправным членом CRIRSCO в прошлом году. Для этого в Казахстане были разработаны Кодекс стандартов публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и минеральных запасах (Кодекс KAZRC), руководство по Гармонизации стандартов отчетности Казахстана с международными стандартами по системе CRIRSCO, Кодекс «Профессиональная этика эксперта», а также правила «Порядок привлечения независимых экспертов и экспертных групп, проведение независимой экспертизы недр и оплата их услуг».
Внедрение стандартов KAZRC/CRIRSCO означает их повсеместное применение, но не может быть мгновенным. Жизнь показала, что многие казахстанские специалисты оказались не готовы работать с новой системой отчетов, и их приходится обучать. Обучение организовано для руководителей компаний, главных специалистов компаний, компетентных лиц и даже студентов.
Кодекс о недрах и недропользовании, который сейчас разрабатывается, предусматривает переходный период для компаний, которые уже имеют контракты на момент его принятия. Для новых лицензий предполагается использование международных стандартов с первых дней работы.
В результате внедрения CRIRSCO нашим компаниям-недропользователям должны открыться все возможные инвестиционные площадки мира.
Почему так важны геологи?
Профессор, заведующий кафедрой горного геотехнического инжиниринга Школы (Института) горного инжиниринга Университета Нового Южного Уэльса Фиделис Суориняни считает, что компании, чтобы быть готовыми к современным отраслевым вызовам, уже сегодня должны озаботиться подготовкой нового поколения геологов. Иначе со временем это скажется на их жизнеспособности:
– Недра бросают человечеству вызов: рудные тела истощаются, уходят на глубину, выделить полезные компоненты из них бывает очень непросто. Это означает, что в будущем нас ждет больше геологических проблем. Причем все меньше экспертов будут способны их разрешить. Плохо и то, что традиционные инструменты мы уже не сможем использовать для работы в таких ситуациях. Геологи заранее должны готовиться к тому, что столкнутся с недостатком опыта и знаний, – уверен профессор Суориняни.
Особо он подчеркнул и важность качества подготовки документов, исходящих от отраслевого регулятора.
Регуляторные документы были разработаны грамотно, подчеркнул ученый. Если не будет качественного инструмента управления отчетами по ресурсам и запасам полезных ископаемых, то может произойти все, что угодно. Он привел пример – падение компании Bre-X в 90-х годах прошлого века. Многие страны тогда извлекли урок из этого скандального краха. Реакцией на потери сбережений инвесторов в горнорудном секторе были разработаны стандарты по всему миру. В Канаде сформировали ассоциацию профессиональных геологов, запустили National Instrument 43-101, который содержит правила и рекомендации по раскрытию геотехнической информации. В Австралии внедрили JORC, в США – SME…
Казахстан, который находится на стадии доработки законодательной базы, по мнению профессора, должен учесть лучший международный опыт. Кроме того, нужно внимательно относиться к предложениям и мнению геологов, потому что наибольшее количество рисков в горном цикле находится именно в геологии.
Геологи также должны учитывать мнение и риски инвесторов. Требуется большое мужество, чтобы перейти от разведки к добыче, ведь дело касается больших инвестиций. Именно на этапе принятия решения – инвестировать или нет – уровень рисков повышается. Но и увеличивается стоимость возможностей.
Если построенная геологическая модель окажется неправильной, то число внутренних, скрытых рисков добывающей компании возрастает. По словам профессора, своевременно оценивать их сегодня помогают технологии виртуальной реальности, сила которых в интеграции данных из различных источников. Как правило, знания разных специалистов (геологов, геохимиков, геофизиков, производственников и т. д.) противоречат друг другу, но стоит их поместить в одну 3D-среду, и конфликт разрешается: получается самая оптимальная геологическая модель.
– Нам пора уходить от традиционного толкования геологических данных и использовать такие современные технологии, как виртуальная реальность, – призвал своих коллег Фиделис Суориняни. Он считает, что геологи должны осваивать такие технологии, потому что именно за ними – будущее.
Специалисты и ученые – участники сессионного заседания «Инвестиционный потенциал геологоразведки», состоявшегося в рамках VIII Международного горно-металлургического конгресса и выставки «Astana Mining & Metallurgy 2017», активно обменивались мнениями. И сошлись на следующем: если удастся сделать рывок в привлечении новых поисковых технологий, совершенствовании нормативно-правовой базы и повышении профессионализма геологов, Казахстан ждет качественный рывок в горно-металлургической отрасли, который изменит соотношение сил и на международной отраслевой арене.
«Горно-металлургическая промышленность» №7-2017 Николай Ванжа
www.gmprom.kz