Пересмотреть Закон «О занятости», сделав в нем упор не на подготовку отчетов и мониторингов, а на механизмы стимулирования создания новых рабочих мест, — с таким предложением на расширенном заседании коллегии Министерства труда и социальной защиты населения РК по итогам деятельности ведомства за 2017 год, а также основным задачам на текущий год в свете Послания Главы государства, выступил исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.
Цифровизация производства, помимо дивидендов, несет риски масштабного высвобождения рабочей силы. Поэтому предприятия базовых отраслей проводят согласованную политику по трудоустройству высвобождаемых работников, их переобучению. Четыре крупные горнодобывающие компании приняли Дорожные карты по управляемому перетоку работников.
Однако, по мнению руководителя ассоциации, возникает вопрос с другой категорией населения – самозанятыми, получающими маленькие доходы за свой низкопроизводительный труд.
С удовлетворением отметив, что Министерство труда и социальной защиты населения РК вносит конкретные предложения в Налоговый кодекс по легализации самозанятых, Н.Радостовец обратил внимание на то, что надо не просто их легализовать, но и подумать о том, как вывести их в сферу реального высокотехнологичного производства. Поскольку труд самозанятых зачастую малоэффективен, не отвечает сегодняшним требованиям. В основном это люди, занятые на мелкой торговле, неквалифицированных строительных работах, оказывающие какие-либо услуги на дому и так далее.
— Совершенно справедливо было бы оценить ситуацию по новым рабочим местам с учетом требований цифровизации и изменений, которые будут вводиться в рамках ВТО, и отозвать из Парламента Закон «О занятости». Поскольку в текущей редакции он не ответит на те вопросы, которые перед нами поставил Президент, — считает Н. Радостовец.
С точки зрения главы ассоциации, Закон «О занятости» должен содержать не контрольные и мониторинговые функции, а пакет стимулирующих мер, чтобы предприятиям было выгодно создавать совместные производства с местным бизнесом. К примеру, в Японии «Тойоту» обслуживают 10 тысяч компаний, в которых она в той или иной мере присутствует. Отечественные предприятия также могли бы создавать совместные производства, благодаря чему люди бы легализовали рабочие места, появились бы налоги от зарплаты. При этом предприятия были бы освобождены от определенных налогов, не подвергались проверкам, получили комплекс других стимулирующих мер. Они были бы заинтересованы не отдавать работу на аутсорсинг, а создавать предприятия на местах.
Другой вопрос, требующий пристального внимания, по словам Н.Радостовца, — это свободные экономические, промышленные зоны. Он внес предложение о разработке новых подходов к изменению законодательства в этой сфере. В качестве примера руководитель ассоциации привел опыт Китая, где освобождение на 10 лет от проверок позволило в Шанхайской зоне создать центры по обучению навыкам бизнеса, по сопровождению бизнеса. Свободные экономические зоны в Шанхае стали драйверами всей китайской экономики. Эти свободные зоны в Китае стали точками роста малого и среднего бизнеса, куда потянулось самозанятое население со многих регионов, где появились новые технологичные места.
— Поэтому от зон отказываться нельзя, мы должны посмотреть на них с позиции новых подходов, — убежден Н. Радостовец.
Резюмируя выступление, исполнительный директор АГМП предложил создать несколько площадок по обсуждению вопросов самозанятых, стимулирования создания новых рабочих мест, отложить на полгода принятие Закона «О занятости» и пересмотреть его.
Пресс-служба АГМП