Как известно, в декабре 2017 был принят новый Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании». Он отражает существенные изменения в законодательстве Казахстана о недропользовании
На наш взгляд, сделано много в целях повышения инвестиционной привлекательности для инвесторов. Например, упрощены процедуры по получению права недропользования и иные различные разрешительные процедуры.
Хотелось бы отметить, что кодекс имеет иную структуру, чем действующий Закон РК «О недрах и недропользовании». Так, он состоит из общей и особенной частей, положения которых регулируют различные виды отношений в сфере недропользования по конкретным видам полезных ископаемых по отдельности, то есть не так, как прежде — обобщённо.
Исходя из положений нового кодекса, можно отметить следующие концептуальные изменения.
1. Предоставление права на недропользование
Согласно новым изменениям, введена лицензионная система в отношении твёрдых полезных ископаемых (ТПИ), при этом контракт, как правовой инструмент возникновения права недропользования, сохранен в отношении углеводородов (УВС) и урана.
Ранее, согласно Закону РК «О недрах и недропользовании», процесс предоставления права недропользования длился от 1,5 до 2 лет. Теперь, согласно новым изменениям, заявление о выдаче лицензии будет рассматриваться уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней, а срок заключения контракта на недропользование сокращен до 40 дней.
Право недропользования на ТПИ будет предоставляться на бесконкурсной основе путем выдачи лицензии по заявлению заинтересованного лица:
1) на геологическое изучение недр на срок не менее 3 лет;
2) на разведку ТПИ на 6 последовательных лет;
3) на добычу ТПИ на срок не более 25 последовательных лет;
4) на добычу общераспространённых полезных ископаемых на срок не более 10 последовательных лет;
5) на использование пространства недр на срок не более 25 последовательных лет;
6) на старательство на 3 года.
Право недропользования на основе аукциона будет предоставляться путём заключения контракта:
1) на разведку и добычу УВС на срок не более 6 последовательных лет, а на участке недр на море либо по сложным проектам — не более 9 лет (условия такого контракта полностью будут отличаться от условий действующих контрактов на совмещённую разведку и добычу УВС);
2) на добычу УВС на срок не более 25, а на крупных и уникальных месторождениях — не более 45 лет;
3) на добычу урана на срок не более 25 лет, включая период опытно-промышленной добычи.
Таким образом, вместо трех видов контракта по УВС («разведка», «добыча», «совмещённая разведка и добыча») новый кодекс предусматривает два вида («разведка и добыча» и «добыча») с чёткими условиями окончания периода разведки и перехода к подготовительному периоду и добыче.
2. Проектные документы
Кодекс предусматривает изменения по составу и видам проектных документов в зависимости от видов полезных ископаемых.
Согласно действующему Закону РК «О недрах и недропользовании», проектные документы содержат технико-экономические показатели, которые затем переносятся в рабочую программу в виде обязательств с описанием затрат по каждому году.
В новом кодексе данный порядок пересмотрен. Теперь основной акцент будет сделан на ряд технико-экономических показателей в проектных документах, которые будут являться индикаторами при осуществлении мониторинга исполнения обязательств.
Проектные документы по УВС разделены на две группы: базовые и технические.
Важно отметить, что наличие утвержденных проектных документов теперь не будет являться одним из условий для заключения контракта на недропользование по УВС, что существенно облегчает процедуру заключения контракта. Подготовка таких проектных документов будет осуществляться после заключения контракта.
3. Обязательства недропользователя
Новым кодексом предусмотрены значительные изменения в части обязательств недропользователя.
Социальные обязательства
Кодексом исключаются обязанности недропользователя на стадии разведки по контрактам на разведку и добычу УВС по уплате отчислений на:
обучение;
социально-экономическое развитие регионов;
НИОКР.
Данные обязательства возникают только в период добычи УВС.
Вышеуказанные требования раньше накладывали на недропользователя бремя дополнительных затрат в период и без того дорогостоящих разведочных работ, возврат инвестиций по которым, как правило, представляет риск.
Рабочая программа и проектные документы
Согласно кодексу, неотъемлемой частью контракта на разведку и добычу УВС будет программа работ, содержащая общие минимальные показатели по объёмам, описанию и срокам выполнения работ в период разведки. Данная программа не будет детализирована, как в нынешней практике. Это будет позволять недропользователю составлять проектные документы с детальными данными без последующей необходимости внесения изменений в контракт. Минимизируется риск того, что такие проектные документы не будут соответствовать программе с её общими минимальными показателями. Для сравнения, обычно недропользователь, внося изменения в проектную документацию, часто прибегает к необходимости внесения изменений в рабочую программу контракта, что приводит к длительной процедуре согласования таких изменений, вплоть до замораживания проекта.
В части ТПИ на стадии разведки, помимо обязательств недропользователя по уплате подписного бонуса и платы за пользование земельными участками, установлен размер обязательств по ежегодным минимальным расходам на операции. Ежегодные минимальные расходы будут устанавливаться в зависимости от количества блоков полезных ископаемых.
Меры обеспечения обязательств по ликвидации месторождения
Изменен порядок в отношении обеспечения обязательств по ликвидации последствий недропользования. Исполнение недропользователем обязательства по ликвидации будет обеспечиваться:
гарантией;
залогом банковского вклада;
и (или) страхованием.
Обеспечение внутреннего рынка сырьем
Ранее обязательство недропользователя в области обеспечения внутреннего рынка сырьём было предусмотрено согласно контрактам. Теперь такое обязательство закреплено в кодексе отдельной статьёй, согласно которой недропользователь обязан в соответствии с графиками поставки осуществлять поставку нефти для переработки на территории Республики Казахстан в целях обеспечения потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами.
Местное содержание
Кодексом сохранены государственное регулирование порядка закупок товаров, работ и услуг (ТРУ) недропользователями, обязательства по отчетности ТРУ и местному содержанию с учетом требований Всемирной торговой организации. Доля местного содержания в работах и услугах, приобретаемых для проведения операций по недропользованию, устанавливаемая в условиях контрактов на недропользование, лицензий на добычу твёрдых полезных ископаемых, должна составлять не менее 50% от общего объёма приобретённых работ и услуг в течение календарного года.
В области поддержки казахстанских кадров и производителей в отношении УВС уполномоченным органом будет определяться оператор, который будет осуществлять функции мониторинга выполнения недропользователями обязательств по местному содержанию, а также формирования и ведения реестра ТРУ, используемых при проведении операций по недропользованию.
Что касается вопросов приобретения товаров, работ и услуг недропользователями и их подрядчиками, осуществляющими свою деятельность в рамках соглашений (контрактов) о разделе продукции (СРП) либо в рамках контракта на недропользование по Тенгизскому месторождению, то в таких случаях порядок определяется процедурами, установленными в соответствии с такими соглашениями (контрактами).
4. Внесение изменений и дополнений в лицензию и контракт на недропользование
В отличие от Закона РК «О недрах и недропользовании», кодексом четко определены случаи внесения изменений в лицензии и контракты. Изменения в лицензии на недропользование производятся государственным органом, выдавшим лицензии, путём их переоформления, а контракты недропользования — путём заключения сторонами дополнений к контрактам.
В отношении контрактов на недропользование предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда заключаются дополнения к контракту.
Намного упрощён порядок рассмотрения заявления о внесении изменений и дополнений. В частности, заявление, кроме заявления о переходе права недропользования, будет рассматриваться компетентным органом без рассмотрения коллегиальных органов (экспертная и рабочая комиссии).
5. Переходные положения
В целях соблюдения гарантий стабильности контрактных условий переходные положения кодекса предусматривают порядок и условия действия отдельных положений Закона РК «О недрах и недропользовании» в отношении действующих недропользователей (контрактов).
Статьёй 278 кодекса прописаны положения в отношении лицензий и контрактов на недропользование, выданных и заключённых до введения кодекса в действие. Недропользователям, получившим права недропользования до введения кодекса, необходимо следовать условиям переходных положений кодекса.
В контракты на недропользование, заключённые до введения в действие кодекса, по соглашению сторон, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан или контрактами, могут быть внесены изменения.
Кодексом сохранены положения и подходы действующего Закона РК «О недрах и недропользовании» в части регулирования статуса национальных компаний, а также такие положения, как «досрочное прекращение контракта», «ответственность недропользователей», «приоритетное право», «разрешение на передачу права недропользования» и др.
6. Вступление в силу
Кодекс вводится в действие по истечении 6 месяцев после дня его первого опубликования, за исключением некоторых отдельных положений кодекса. Кодекс опубликован 27 декабря 2017.
МИРА ДОСОВА БАГДАТ КУЖАТОВ
https://forbes.kz/process/expertise/obzor_klyuchevyih_polojeniy_novogo_kodeksa_rk_o_nedrah_i_nedropolzovanii/