АО «Костанайские минералы», производящее хризотил, из которого делают в том числе и шифер наших крыш, успешно реализовало уникальный, единственный в мире проект по модернизации обогатительного комплекса с переходом на однокаскадную схему обогащения. В результате технологическая цепочка сократилась на 40%, а энергоемкость – на треть. При этом существенно увеличилась производительность труда. О преимуществах новых технологий, востребованности и безопасности выпускаемой продукции в интервью нашему изданию рассказал председатель правления предприятия Ербол Нурхожаев.
– Какие передовые технологии Вам уже удалось внедрить и эффективно использовать на вашем предприятии?
– Сейчас на предприятии успешно функционирует геоинформационная система ГИС «K-MINE», позволяющая решать весь набор задач по геологии, маркшейдерии и проектированию горных и буровзрывных работ. При этом взаимодействие производственно-технических служб в едином информационном пространстве и формирование единого массива данных позволяют принимать оперативные решения путем интеграции данных ГИС «K-MINE» в автоматизированную систему диспетчеризации горнотранспортного комплекса «АСК». Обратная связь о выполнении горнотехнических и технико-экономических показателей поступает в режиме online.
Нами постоянно ведется непрерывная работа по совершенствованию и анализу технологического процесса добычи путем математического моделирования работы выемочного и горнотранспортного оборудования с учетом понижения горных работ, работе при повышенных нагрузках в сложных горно-геологических условиях.
На нашем предприятии в этом году планируется применение комплекса различных способов и методов геофизики и геомеханики с использованием современных инновационных инструментов, неразрушаемого действия, для оценки и интерпретации структуры горного массива по физико-механическим свойствам пород, разработка методики определения структурных особенностей взрывного блока для выбора оптимальных параметров БВР и моделированию геомеханической 3D-модели месторождения с привязкой к трехмерной геологической модели месторождения, содержащей всю информацию о физико-механических свойствах пород вмещающего массива, информацию о структурной нарушенности массива, результаты прогноза естественного напряженно-деформированного состояния массива.
Мы создали первый в СНГ горный электровоз нового поколения с рекуперативным торможением и успешно проводим модернизацию систем управления электровозами предприятия.На сегодняшний день мы внедряем ряд пилотных проектов: предиктивное техобслуживание, программный продукт по охране труда и промышленной безопасности, беспилотные устройства для обследования, электронную систему предсменных медосмотров, формирование 3D-моделей, систему контроля безопасности движения водителей автосамосвалов, систему контроля рабочего времени и местонахождения персонала.
– Ербол Сапарбаевич, каким образом Вы в дальнейшем планируете снижать энергоемкость производственных процессов и себестоимость выпускаемой продукции, чтобы она была конкурентоспособной на мировом рынке?
– Основной инструмент для снижения энергоемкости производственных процессов и себестоимости выпускаемой продукции, на наш взгляд, это выявление потерь и узких мест в технологическом процессе, а также применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий. Для этого на предприятии внедрена автоматизированная система диспетчеризации горнотранспортного комплекса «АСК», которая позволяет выявить потери и узкие места при эксплуатации экскаваторно-автомобильного оборудования и вспомогательного транспорта за счет ежесменного анализа простоев и выявления причин невыполнения планового задания и производительности.
– В мире неоднократно проходили кампании, направленные на запрет асбеста. В этой связи что Вы можете сказать о безопасности выпускаемой вашим предприятием продукции, ведь она тоже многими ассоциируется с вредным для здоровья работников и потребителей асбестом?
– Прежде всего хочу отметить, что асбест – это коммерческое название минерала. Между тем он бывает двух разновидностей – хризотил и амфибол. Несмотря на родство, их минералогическая структура все равно что небо и земля. А именно структура предопределяет свойства асбеста, в том числе и влияние на человеческий организм.
Так вот, в свое время стало известно, что опасность для человека представляет амфибол. Точнее его волокна, которые, попадая в легкие, практически не выводятся и становятся причиной развития серьезных болезней. А вот хризотиловые волокна совсем другие. Они эластичные, легко растворяются, выводятся из организма максимум через две недели. Использование амфиболового асбеста запрещено Конвенцией № 162 Международной организации труда. Этот же документ закрепляет легальность использования хризотил-асбеста. Амфибол ни у нас, ни в других странах СНГ и Восточной Европы никогда не добывался, не использовался. Потому что нет его месторождений. Есть только хризотил. Другое дело – США, Западная Европа. Там, наоборот, были месторождения амфибол-асбеста. И материалы из него делали рыхлые, они легко разрушались. В итоге случилась эпидемия так называемых асбестообусловленных заболеваний.
Хризотил-асбест добывается, используется очень давно. Из него производят более чем 3 000 наименований материалов и изделий в таких значимых отраслях: в жилищном, промышленном, дорожном, автомобильном и даже авиационном строительствах. И если бы он был вредным, то этот факт уже стал бы очевидным. Ведь, например, больше половины домов, в которых живут казахстанцы, покрыты асбестоцементным шифером. Кстати, хризотил – просто уникальный материал, его волокна по прочности не уступают стали, он не поддается коррозии, устойчив к влиянию погодных условий, огнестойкий и непроводящий.
– Тем не менее мы просто обязаны спросить о здоровье ваших работников. Проводятся ли полноценные научные и медицинские исследования о влиянии производственных факторов на их самочувствие?
– Мы пристально следим за здоровьем наших работников. Они ежегодно проходят глубокие медицинские осмотры. Для чего мы приглашаем специалистов РГКП «Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК». И вопреки скандальным заявлениям западных активистов, негативного воздействия минерала хризотила на организм не наблюдается. На нашем предприятии постоянно ведется работа по мониторингу вредных факторов рабочей среды и их устранению. Наша санитарная лаборатория держит на строгом контроле содержание пыли и вредных веществ в воздухе всех подразделений. Выполняется большой ряд мероприятий по предотвращению попадания хризотиловой пыли в воздух.
– Кстати, на портале oem.bmj.com было опубликовано исследование «Отношение профессиональной деятельности и воздействия хризотил-асбеста к риску развития мезотелиомы и рака легких». Его проводили крупные эксперты…
– Это исследование опровергает теорию, на которой была построена масштабная кампания по дискредитации и запрету хризотил-асбеста!
Связь между хризотилом и заболеваниями легких не нашли ни у одного из пострадавших. Что еще важно, в числе авторов упомянутого Вами доклада присутствуют специалисты, ранее публиковавшие статьи, направленные против минерала.
Стоит также отметить что хризотил-асбест выдержал испытание Роттердамской конвенцией в 2017 году. На прошедшей в 2017 году в Женеве конференции сторон Роттердамской конвенции ряд стран, включая Россию, Казахстан и Кыргызстан, высказался против предложения признать это вещество особо опасным. Защитникам хризотилового волокна удалось доказать, что нет никаких оснований считать нашу продукцию вредной для здоровья людей при соблюдении минимальных требований промышленной безопасности по аспирации и содержанию рабочих мест. Запрет на использование хризотилового волокна не был принят, и это обеспечивает стратегическую перспективу хризотиловой отрасли в Казахстане и мире.
Казахстан поддерживает положения Конвенции № 162 Международной организации труда 1986 года «Об охране труда при использовании асбеста» и считает, что соблюдение требований указанной конвенции с одновременным осуществлением комплекса мер по контролю за использованием хризотил-асбеста и изделий на его основе гарантирует безопасность его применения для людей и окружающей среды.
– Сегодня АО «Костанайские минералы» является примером активного и эффективного использования достижений прогресса и инженерии, где постоянно рождаются эффективные прорывные проекты. Ербол Сапарбаевич, расскажите о перспективных проектах компании на ближайшее пятилетие.
– В настоящее время нами утверждена 5-летняя «дорожная карта» технологической модернизации. Каждый год мы реализуем несколько проектов и продолжаем инвестировать средства в индустриально-инновационные мегапроекты. В этом году планируем внедрить цифровой учет технических осмотров и ремонтов оборудования (ЭКГ), что позволит визуализировать техническое состояние и снизить простои. Решаем проблему эффективного использования запасов.
Одним из стратегических направлений развития предприятия мы выбрали цифровую трансформацию бизнеса. Ключевыми приоритетами долгосрочной цифровой стратегии определены создание и развитие таких цифровых мегапроектов, как цифровая фабрика, цифровой рудник, цифровой сервис и цифровой офис.
В числе основных перспективных направлений контроль процессов и операций (визуализация процессов), автоматизация управления процессами (система контроля), замена приборов учета на устройства сбора и дистанционной передачи данных (тепло, вода, электроэнергия), внедрение автоматизированной системы технического обслуживания и ремонтов, создание геомеханической модели месторождения, применение БПЛА для обследования карьерного пространства, формирование 3D-моделей инфраструктуры предприятия, электронная система предсменных медосмотров и много других интересных вещей.
Хочу отметить, что мы развиваемся не только в горнодобывающей отрасли, но и в диверсификации производства. В условиях жесткой конкуренции мы уверенно взяли курс на индустриальную диверсификацию своей сырьевой экономики и дали жизнь ряду проектов, выйдя на рынок с новыми продуктами в дорожной отрасли. Стали производить асфальтобетонные смеси, стабилизирующую добавку «EcoTop», минеральный универсальный порошок, кубовидный щебень.
Свою дополнительную продукцию мы считаем достаточно востребованной, так как благодаря свойствам минерального волокна, на основе которого она произведена, наш материал имеет неоспоримые качественные преимущества перед другими. Кроме того, опыт применения хризотила в дорожном строительстве показывает, что, к примеру, стабилизирующая добавка увеличивает срок службы дорожного покрытия с 10 до 25 лет.
Впрочем, наше внимание устремлено здесь не только в дорожную отрасль, активно развивается и жилищный кластер: строительство эконом-домов, завод по выпуску сухих строительных смесей, участок производства полимер-песчаной продукции.
Наш курс останется неизменным: мы планируем увеличивать объем производства и повышать внутреннюю эффективность процессов как через внедрение современных технологий и оборудования, так и за счет широкомасштабного внедрения инструментов бережливого производства на всех технологических участках.
В плане диверсификации производства основными направлениями остаются строительство индивидуального жилья и производство материалов для дорожного и жилищного строительства. Положительные результаты работы подтверждают правильность выбранной нами стратегии развития предприятия. Мы убеждены, что и в дальнейшем компания сможет показать стабильные и сбалансированные результаты.
Тем более что в этом году продолжилась положительная тенденция увеличения объемов потребления хризотила и, как следствие, объемов его отгрузок. Основной экспорт продукции приходится на страны дальнего зарубежья – Индию, Китай, Шри-Ланку, Вьетнам и Таиланд. Мы наблюдаем рост и по отгрузке на внутренний рынок Казахстана, так, по сравнению с прошлым годом, объем потребления увеличился на 26,6%.
В первое полугодие компания вступила уверенно, набрав хороший темп. В 2018 году ожидаемый объем производства составит 200 тысяч тонн. Основная причина – изменения на рынке потребления, которые демонстрируют положительную динамику в целом ряде стран – потребителей хризотила.
Справка:
АО «Костанайские минералы» – единственный производитель хризотила в Республике Казахстан. Сырьевой базой предприятия является Джетыгаринское месторождение хризотил-асбеста. На базе этого месторождения построен и запущен в эксплуатацию в 1965 году комбинат «КустанайАсбест», который в дальнейшем был переименован в АО «Костанайские минералы». Компания показывает чемпионские результаты на мировой арене добычи хризотил-асбеста и занимает 4-е место в мире. Является одним из трех действующих комбинатов-производителей хризотила на территории стран – членов ЕАЭС. Производственная мощность по выработке хризотил-асбеста 3–6-й групп составляет до 400 тыс. тонн в год. 95% продукции идет на экспорт.
Арман Сеитов