Правительства ряда стран, стремясь обеспечить более эффективный контроль над горно-металлургическим сектором, все настойчивее требуют от его участников повысить прозрачность своей деятельности. Эксперты компании Ernst & Young ужесточение требований к прозрачности в своем ежегодном отчете отнесли к десятке ключевых бизнес-рисков в отрасли.
Инициатива прозрачности добывающих отраслей ИПДО (Extractive Industries Transparency Initiative, EITI) – глобальный стандарт для эффективного управления добывающим сектором. Богатство природных ресурсов должно приносить пользу всем гражданам, а это требует высоких стандартов прозрачности и подотчетности. Благодаря ИПДО страны, правительства и граждане получают все больше информации о том, кто работает в секторе и на каких условиях, сколько доходов это приносит, куда эти доходы поступают в конечном итоге и кто получает от них выгоду.
О том, какие практические последствия для эффективного управления ресурсами дает странам присоединение к Инициативе и зачем Казахстану приобщаться к этому движению, – в интервью и. о. главы Международного секретариата ИПДО Эдди Рича.
– Г-н Рич, в прошлом году Казахстан получил статус страны «со значительным прогрессом». Уточните, пожалуйста, в чем именно выражается этот прогресс казахстанской добывающей отрасли.
– В Казахстане стандарт ИПДО внедряется национальным советом заинтересованных сторон с 2007 года под руководством Министерства по инвестициям и развитию. С 2013 года республика демонстрирует региональное лидерство, систематически раскрывая данные ИПДО в Интернете на портале отчетности ЕГСУ. Помимо этого, отчетность ИПДО все больше сосредотачивается на предоставлении информации, в которой заинтересованы граждане, такой как социальные расходы компаний и местная составляющая.
Действительно, в 2017 году Казахстан прошел то, что мы называем валидацией, – независимую оценку прогресса Казахстана в выполнении стандарта ИПДО, осуществляемую Международным секретариатом ИПДО.
Результаты оценки в рамках валидации важны для финансовых учреждений и инвесторов. Правление ИПДО присудило Казахстану наивысший уровень прогресса по большинству требований ИПДО и признало усилия правительства, направленные на то, чтобы пойти дальше в выполнении требований к правовой базе добывающего сектора, предоставить информацию о разведке и данные об экспорте, распределении доходов и управлении доходами.
Кроме того, Казахстан входит в число первых стран, изучающих возможности для раскрытия данных в практически возможные кратчайшие сроки благодаря постоянному раскрытию информации в режиме онлайн.
– Вместе с тем, согласно Правилам валидации, Международным правлением ИПДО было определено 18 месяцев для устранения недоработок для полного соответствия Казахстана международным требованиям стандарта ИПДО до начала повторной валидации (13 августа 2019 года). Какие рекомендации получил Казахстан? Что еще предстоит сделать?
– Внедрение ИПДО – процесс постоянный. Всегда есть возможности для улучшений, и Казахстан может больше сосредоточиться на работе, связанной с прозрачностью государственных предприятий, квазифискальных расходов, бартерных сделок и социальных расходов.
Казахстан получил 10 «исправительных действий», и мы рекомендуем осуществить их в рамках более широких реформ, таких как постоянная работа над электронным правительством и улучшение инвестиционного климата.
Как вам известно, в Казахстане действует портал электронной отчетности – ЕГСУ, который обеспечивает гражданам возможность доступа и загрузки данных о доходах от различных компаний, начиная с 2011 года. Так вот, одна из исправительных мер, рекомендованных Правлением ИПДО, была связана с раскрытием квазифискальных расходов государственными предприятиями. Эти расходы обычно включают в себя платежи на социальное обслуживание, государственную инфраструктуру, топливные субсидии и т. д.
В настоящее время Казахстан работает над отдельным разделом веб-сайта ЕГСУ, в котором будет публиковаться информация об этих расходах. Это хороший пример того, как информация о добывающем секторе может быть раскрыта в формате открытых данных и быть доступной каждому, кто заинтересован в отслеживании этих платежей.
– Г-н Рич, от кого, по Вашему мнению, в большей степени зависит достижение результата страной – от государственных органов, недропользователей, НПО или общественности?
– Многостороннее участие заинтересованных сторон является главным подходом в деятельности и философии ИПДО.
В каждой внедряющей стране формируется многосторонняя группа заинтересованных сторон (МГЗС), состоящая из представителей от правительства, компаний и гражданского общества, для контроля внедрения ИПДО.
Есть насущная потребность в том, чтобы правительства, компании и гражданское общество сидели за одним столом для того, чтобы внедрение ИПДО имело реальное влияние.
Гражданское общество часто подозревает, что правительство и компании действуют сообща, дабы вывести гражданское общество из игры. В то же время, компании могут полагать, что правительства и гражданское общество вступают в сговор с целью недопущения иностранных компаний и пересмотра договоров. В конце концов, правительства могут быть озабочены тем, что граждане обвиняют их в недостатке услуг, вытекающих из налогов и роялти, оплачиваемых компаниями.
Следовательно, очень важно, чтобы все стороны могли вместе привлечь друг друга к ответу вместо проведения двухсторонних обсуждений, где ответственность за проблемы возлагается на тех, кто отсутствует на таких обсуждениях.
– В рамках ИПДО предпринимаются шаги по раскрытию бенефициаров – конечных владельцев добывающих компаний. Какие данные о владельцах должны быть раскрыты? Может ли каким-либо образом на имидж компании повлиять раскрытие/нераскрытие информации?
– Личность фактических собственников, или «бенефициарных собственников», компаний, осуществляющих деятельность в добывающем секторе, зачастую неизвестна, скрыта за цепочкой неподотчетных юридических лиц. Эта проблема влияет на многие секторы и часто способствует коррупции и недоверию, так как анонимные компании могут содействовать незаконной финансовой деятельности и представлять собой крупные риски для игроков в отрасли.
За последние три года значительно усилилась борьба с тайной владения компаниями. Большая восьмерка (G8) и большая двадцатка (G20) придают первостепенное значение прозрачности бенефициарного права. Европейский союз уже потребовал от стран-членов учредить реестры собственников.
Стандарт ИПДО требует от внедряющих стран обеспечить раскрытие компаниями своих бенефициаров. Это должно включать в себя личность владельца, т. е. Ф. И. О., национальность и страну проживания. В качестве первого шага 51 страна ИПДО публикует «дорожные карты» с описанием действий и подготовительных мер, считающихся необходимыми для обеспечения полного выполнения требований в отношении бенефициарного права.
До 2020 года внедряющие страны должны обеспечить, чтобы все нефтегазовые и горнодобывающие компании, участвующие в тендерах на проекты добычи, осуществляющие деятельность в проектах добычи или инвестирующие в проекты добычи в стране, раскрыли своих бенефициаров. Помимо личности собственника следует выявить политически значимых лиц, владеющих имущественными правами.
ИПДО рекомендует обеспечить доступность информации о бенефициарном праве через государственные реестры. Как минимум информация должна быть включена в отчет ИПДО страны.
Прозрачность бенефициарного права может обеспечить множество выгод для компаний, работающих в добывающем секторе и за его пределами, включая снижение риска в деловых отношениях, создание одинаковых «правил игры», улучшение инвестиционного климата, а также недопущение коррупции и запрещенных финансовых потоков.
– Г-н Рич, расскажите об эволюции бенефициарного права. Насколько легко или тяжело оно внедряется в странах?
– Более пятидесяти стран ИПДО опубликовали свои планы о том, как намереваются обеспечить прозрачность бенефициарного права до января 2020 года. Эти «дорожные карты» включают в себя правовые и прочие реформы.
В октябре 2017 года в Джакарте (Индонезия) состоялась Международная конференция ИПДО по бенефициарному праву. Более 400 представителей из 45 стран поделились своим опытом, задачами и прогрессом в решении этой проблемы.
На этой конференции Кыргызская Республика получила первую награду от председателя Правления ИПДО за свой новый закон по добыче полезных ископаемых, требующий от компаний раскрывать своих бенефициаров при подаче заявки на получение лицензии. Новый закон включает в себя четкое определение термина «бенефициарная собственность», а также санкции за непредоставление отчетности или предоставление ложной информации в отчетности, и будет обеспечивать публичную доступность данных о бенефициарном праве.
Гана, Индонезия, Украина и Великобритания также были положительно отмечены на конференции.
Что касается Казахстана, то положения о прямом и косвенном контроле были включены в новый Кодекс «О недрах и недропользовании», при этом дополнительные разъяснения были предоставлены в недавно утвержденных подзаконных нормативных актах и положениях к кодексу. Несмотря на продолжающиеся дискуссии в отношении того, какой орган должен вести реестр бенефициаров, принятие соответствующих положений было первым важным шагом на пути к повышению прозрачности бенефициарного права (https://youtu.be/1i-LhQk6kxA).
– Поясните, какие возможности открываются перед странами-членами ИПДО в результате ввода бенефициарного права. Почему требования ИПДО о собственности в компаниях являются такими важными?
– Раскрытие бенефициаров является мощным и эффективным средством помощи в недопущении коррупции в стране и борьбы с запрещенными финансовыми потоками.
Получение более полной информации о бенефициарном праве в отношении компаний, осуществляющих деятельность в стране, имеет ряд потенциальных выгод, включая обеспечение получения правительством наилучшего соотношения «цены и качества» от имени налогоплательщиков, обеспечение справедливого отношения к законным бизнесам, участвующим в заключении договоров о госзакупках, и недопущение отмывания выручки от преступной деятельности посредством государственных договоров со стороны отдельных коррупционеров и организованной преступности.
– Г-н Рич, расскажите, как развивается инициатива в мире.
– За последнее десятилетие стандарт ИПДО стал общемировым стандартом для добывающих отраслей. Это отражено в растущем количестве присоединившихся стран. Уже в течение двух лет количество членов составляет более 50 стран, при этом Армения, Гайана, Мексика и Суринам присоединились в 2017 году, а Нидерланды – в первой половине этого года.
Уже опубликовано огромное количество данных о добывающем секторе, при этом в рамках ИПДО за последние десять лет было раскрыто более 2 триллионов долларов США.
В настоящее время мы уделяем основное внимание переходу от отчетности к действиям и поддержке наших электоратов в процессе проведения анализа, понимания и фактического использования данных, раскрываемых с целью проведения реформ. Богатство природных ресурсов страны станет важным двигателем устойчивого экономического развития.
Казахстан является неотъемлемой частью истории успеха ИПДО, и мы надеемся, что страна и в дальнейшем будет демонстрировать такую же приверженность продвижению прозрачности и подотчетности.
журнал «Горно-металлургическая промышленность» №9-2018 Сергей Тен