Отсутствием отраслевых стратегических программ развития обеспокоены в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП).
Участвовать в третьей пятилетке
– Государству необходимо четко задать направления дальнейшего развития значимых секторов экономики для более эффективного планирования деятельности предприятий. Нам необходимо понимать, куда двигаться дальше. Сегодня нет аналитики и четкой программы развития для отраслей, – отметил председатель КГГУМП Николай Радостовец в ходе 23-го заседания Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности (КГГУМП) президиума НПП РК «Атамекен».
По словам заместителя председателя правления НПП РК «Атамекен» Елдоса Рамазанова (работавшего в то время – Ред.), Палата предпринимателей неоднократно поднимала вопрос о необходимости задавать отраслям ориентиры. Комплексный план развития горно-металлургического комплекса и Концепция развития ТЭК позволят задать векторы развития для малого и среднего бизнеса, покажут возникающие для развития бизнеса ниши, считает он.
– Нацпалата в прошлом году поднимала вопрос о важности отраслевых программ. Мы совместно разработали комплексные планы по развитию легкой промышленности и машиностроения, – отметил заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности (КИРПБ) МИИР РК Канат Баитов.
Разрабатываемый Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК Комплексный план развития горно-металлургического комплекса на 2019–2025 годы нацелен на импортозамещение, повышение конкурентоспособности и наращивание экспорта. Представляя его, Канат Баитов подчеркнул, что документ дает предприятиям посыл принимать участие в третьей пятилетке индустриализации.
По его словам, в ходе подготовки документа КИРПБ проводит встречи с предприятиями, анализирует их положение и выявляет кратко-, средне- и долгосрочные проблемы. На их основе будут разработаны системные и точечные меры поддержки предприятий, которые найдут отражение в Комплексном плане. На первый план выходит поддержка цифровизации промышленности, а вместе с ней модернизация и технологическое перевооружение.
– Комплексный план, который разрабатывает министерство, – важное начинание. Ему нужно придать особое значение. Необходимо разработать полноценную программу развития отрасли с аналитической частью, выводами и рекомендациями; указать необходимые меры государственной поддержки. Синхронизировать Комплексный план с Докладом горно-металлургического сектора Республики Казахстан, подготовленным экспертами Wood Mackenzie и презентованным на Всемирном горном конгрессе в июне прошлого года. Министерство и горно-металлургическое сообщество должны презентовать его совместно, а затем сообща реализовывать проекты, чтобы получить ощутимый экономический эффект, – отметил председатель КГГУМП Николай Радостовец и предложил обсудить концептуальные подходы к разработке проекта документа со всеми стейкхолдерами.
Концепцию и кодекс синхронизировать
В свою очередь директор департамента экологии и промышленной безопасности АГМП Талгат Темирханов напомнил, что с 2017 года Министерство энергетики разрабатывает другой не менее важный для горно-металлургической отрасли документ – Концепцию развития топливно-энергетического комплекса РК до 2030 года с перспективой до 2050 года.
– Поскольку в Казахстане отсутствует отдельная программа развития угольной промышленности, утверждение Концепции развития ТЭК могло бы обозначить дальнейшие направления развития значимых секторов экономики – угледобывающего, энергопроизводящего и других, – подчеркнул он.
По словам Талгата Темирханова, проект концепции дважды поступал на рассмотрение аккредитованных организаций, которые давали свои предложения. Однако так и непонятно, учтены ли предложения горно-металлургического сектора, так как Министерство энергетики на протяжении полугода не проводило ни одного заседания рабочей группы.
В АГМП уверены, что разработчикам не стоит недооценивать важность принятия проекта концепции, поскольку новый Экологический кодекс РК, предусматривающий обязательное внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), предписывает предприятиям сектора формировать программы по модернизации. Требование будет распространяться на все крупные промышленные предприятия, в том числе ГМК и ТЭЦ. Они должны будут модернизироваться, либо попросту закрыться.
– Угледобывающим, энергетическим предприятиям практически невозможно выстроить позицию по экологическому законодательству, так как они не имеют представления о тех ориентирах, которые государство задает им в рамках Концепции развития топливно-энергетического комплекса, – заявил Талгат Темирханов.
Риски для традиционных угольных ТЭЦ усиливаются также в случае возможного строительства атомной станции в районе Балхаша и проводимой в настоящее время политики по снижению стоимости тарифов для энергопроизводящих организаций. Доходы ЭПО уменьшатся, а модернизация потребует вливания крупных денежных средств.
Вместе с тем качественно новая реконструкция действующих ТЭЦ с внедрением НДТ приведет к сокращению выбросов парниковых газов и даст экологический эффект, соизмеримый с активным развитием ВИЭ. При этом стоимость реализации подобных инициатив для экономики будет значительно меньше, чем стоимость перехода на возобновляемую энергетику, считают эксперты АГМП.
Немаловажно для республики и количественное определение целей экологической политики в энергетической сфере. Снижение выбросов парниковых газов является удобным количественным показателем для определения целевых показателей развития: все основные «зеленые» инициативы приводят к количественно рассчитываемому снижению выбросов парниковых газов. С учетом взятых обязательств в рамках Парижского соглашения РКИК ООН для Казахстана могут быть определены следующие целевые показатели: снижение выбросов парниковых газов от уровня выбросов 1990 года на 15% к 2030 и 40% к 2050 году. Исходя из прогнозов по росту выбросов парниковых газов, для выполнения Парижского соглашения к 2030 году стране потребуется снизить годовые выбросы на 28–41 млн т СO2 эквивалента.
– Для достижения таких индикаторов необходимо создание системы поддержки и стимулирования комплекса «зеленых» инициатив. При этом определяющим показателем баланса между развитием ВИЭ и реализацией других «зеленых» проектов должна быть их стоимость для общества с учетом специфических условий Казахстана, – отметил представитель АГМП.
Талгат Темирханов напомнил, что ассоциация в 2017 году разработала и презентовала всем заинтересованным государственным органам и организациям «Видение развития электроэнергетики Республики Казахстан до 2050 года», содержащее концептуальные решения, позволяющие достичь поставленных проектом концепции целей. Более того, приведенные в нем расчеты АГМП по прогнозному балансу электроэнергии разнятся с показателями проекта концепции. Он также обратил внимание, что Министерство энергетики разрабатывает Концепцию развития ТЭК своими силами, не привлекая консалтинговые организации, что ставит под сомнение вопрос о качественной подготовке этого стратегического документа. Поэтому он предложил, чтобы эксперты НПП и заинтересованных крупных ассоциаций были привлечены к данной работе.
– Энергетика для ГМК играет очень важную роль, но будущее топливно-энергетического комплекса остается неясным, – резюмировал обсуждение Николай Радостовец. – Открытыми остаются вопросы развития атомной энергетики и угольной промышленности, обеспечения газом, расширения доли альтернативных источников и расчета экономической целесообразности их строительства. Возможно, в условиях профицита мощностей нужно обратить внимание на более эффективное использование вложенных средств, создавать стимулы для установки экологических систем очистки от пыли и других побочных продуктов, загрязняющих окружающую среду, на генерирующих энергетических производствах.
Он сообщил, что международные эксперты не разделяют многие позиции, которыми руководствуется Министерство энергетики, разрабатывая проект Концепции развития ТЭК. Они полагают, что еще ближайшее десятилетие стоит опираться на угольную генерацию и создать комплекс мер, стимулирующих эффективное использование угля на местах.
В связи с этим председатель КГГУМП предложил совместно с Комитетом по энергетике обсудить наиболее злободневные вопросы развития энергетики и выработать единую позицию, а затем на площадке Министерства энергетики обменяться мнениями о перспективах развития отечественного ТЭК.
Резидентство не ограничивать
О проблемах открытия металлургических предприятий на территориях СЭЗ в своем выступлении рассказал эксперт департамента аналитики АГМП Рустам Шунтуков.
– Закон «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» на территориях СЭЗ устанавливает специальный правовой режим. Несмотря на существующие налоговые льготы и упрощенный порядок ведения бизнеса, СЭЗ не выполняют возложенных на них функций, – заявил он. – Пункт 2 статьи 9 Закона ограничивает резидентство недропользователей в СЭЗ, поэтому предприятий ГМК, способных внести существенный вклад в развитие обрабатывающей отрасли, нет в этих специальных зонах.
Более того, металлургические предприятия могут быть открыты только в СЭЗ «Сарыарка», поскольку металлургия и металлообработка включены в ее приоритетные виды деятельности. На текущий момент здесь действует шесть производств. За исключением ТОО «Tau-Ken Temir» все предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства.
Между тем для развития металлургической отрасли и экономики регионов передовыми странами созданы и продолжают разрабатываться специальные экономические зоны, промышленные парки и комплексные экономические зоны вокруг крупных промышленных предприятий.
Рустам Шунтуков предложил, учитывая положительный международный опыт, не ограничивать участие недропользователей в СЭЗ.
– В рамках поддержки отечественного производства и обеспечения конкурентоспособности горно-металлургической отрасли Казахстана необходимо создавать новые СЭЗ вокруг крупных предприятий ГМК, расположенных в промышленных регионах. В них целесообразно разрешить производство новых видов металлургической продукции за счет использования сырья градообразующих предприятий; ведение других видов вспомогательной деятельности индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, – уточнил эксперт АГМП.
– Так компании ГМК могут стать центрами экономических зон. Предлагаемые нами шаги помогут активизировать переработку металла, создать производства более высокого передела, открыть предприятия малого и среднего бизнеса, которые будут поставлять товары системообразующим предприятиям ГМК. Такая практика позволит запустить на территории экономических зон смежные производства, вследствие чего увеличится количество отечественных товаропроизводителей, появятся новые рабочие места, а самое главное – такие СЭЗ будут полностью обеспечивать потребности системообразующих предприятий, способствуя полному импортозамещению и снижению себестоимости выпускаемой продукции, – подытожил выступление Николай Радостовец. – Запуская новый механизм, можно предусмотреть и ответственность крупных компаний. Сейчас же не с кого спросить, почему СЭЗ не работают?
В ходе дискуссии Канат Баитов проинформировал участников заседания о том, что курирование развития СЭЗ передано КИРПБ. По его мнению, развивая передел, нужно в первую очередь думать о реализации готовой продукции.
По итогам обсуждения решено направить проведенный АГМП анализ с предложениями о развитии СЭЗ горнодобывающим компаниям для изучения и внесения корректировок, на основе которых затем совместно с МИИР РК будет разработана «дорожная карта».
Сергей Тен