В Уральске прошел III Международный экологический форум «Uralsk Green Forum», организованный компанией «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» при поддержке акимата Западно-Казахстанской области и Министерства энергетики РК. В мероприятии приняли участие руководители профильных министерств и ведомств, представители центральных и региональных государственных органов, отраслевых ассоциаций и общественных объединений, менеджеры компаний.
Основной целью форума было обсуждение положений проекта нового Экологического кодекса Республики Казахстан, а также актуальных вопросов в области развития «зеленой» энергетики.
Видение АГМП в вопросах реформирования природоохранного законодательства с учетом лучших практик стран — членов ОЭСР представил заместитель исполнительного директора ассоциации Жомарт Алиев.
Открывая встречу, Ж.Алиев отметил, что специалисты предприятий горно-металлургического комплекса и эксперты АГМП принимают активное участие в обсуждении проекта нового Экологического кодекса и выстраивают диалог со всеми заинтересованными сторонами в поиске баланса между вопросами сохранения окружающей среды и ростом производственных мощностей предприятий ГМК.
Обратив внимание на возросшие финансовые и регуляторные требования, предусматриваемые в проекте нового Экологического кодекса, он выделил ряд ключевых вопросов, которые беспокоят сегодня бизнес — сообщество.
Во-первых, озабоченность бизнес-среды вызывает обязательность перехода объектов I категории на комплексные экологические разрешения (КЭР).
— Исходя из новых требований Экологического кодекса, все предприятия I категории обязаны получать КЭРы, и это невзирая на уровень технологического и финансового состояния предприятия, — сказал он. — Мы в должной мере понимаем необходимость улучшения экологического состояния окружающей среды, но, по нашему мнению, это необходимо делать в режиме постепенного перехода, учитывая все особенности экономики страны. В один момент и простым решением состояние окружающей среды не улучшится ни при каком ужесточающем факторе, пока не будет действенных экономически стимулирующих механизмов и для бизнес-среды, и для населения в целом.
Во-вторых, по результатам обсуждений с представителями Европейского Бюро НДТ касательно практики внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) и перехода на КЭР становится очевидным, что на данном этапе развития отечественного ГМК внедрение европейских стандартов потребует колоссальных инвестиций. А тем предприятиям, которые не смогут соответствовать европейским стандартам, необходимо будет прекратить свою деятельность.
— Вместе с тем, Министерство энергетики предусматривает одновременное сохранение экологических платежей на период внедрения НДТ, — констатировал спикер. — Более того, предусматривается поэтапное увеличение ставок плат за эмиссии в 8 раз. Данное предложение является дестимулирующим и порождает риски снижения конкурентоспособности продукции, производимой крупными экспортоориентированными предприятиями ГМК. Так, сумма произведенных экологических платежей крупными предприятиями ГМК (АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «Kazakhmys Holding», ТОО «Казцинк», предприятия Евразийской Группы) в 2018 году составила 22,5 млрд. тенге. Однозначно, эти суммы необходимо использовать на внедрение НДТ, так как действующий порядок не учитывает их целевое использование и не направлен на модернизацию техник и технологий. Как показывает статистика, из этой суммы местными исполнительными органами на улучшение окружающей среды направляется всего 3-7%, и это вызывает определенное недопонимание общества в целом.
Бизнес-среду беспокоят также риски, связанные с отсутствием возможности пересмотра сроков реализации программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ).
— В секторе ГМК наблюдается износ основного технологического оборудования, связанный с тем, что более 75% действующих предприятий введены в эксплуатацию в 50-х годах прошлого века, — уточнил Ж. Алиев. — Полагаем, что для таких предприятий должен быть предусмотрен порядок продления сроков реализации ППЭЭ.
Четвертым фактором является отсутствие четкого механизма компенсации затрат на модернизацию энерговырабатывающих объектов. Учитывая, что тарифы на электроэнергию заморожены на ближайшие семь лет, становится весьма резонным вопрос, как энергогенерирующие предприятия будут производить модернизацию и за какие средства. Более того, ввиду отсутствия утвержденной Концепции ТЭК, энергопроизводящие предприятия не способны смоделировать сценарий, под какую сырьевую базу необходимо планировать модернизацию оборудования, будет это уголь или все-таки переход на газ, который практически не реализуется на сегодняшнем этапе.
В-пятых, необходимо разработать национальные стандарты, которые позволят подготовить предприятия к менее болезненному периодичному пересмотру в сторону ужесточения требований природоохранного законодательства.
Все эти вопросы требуют тщательной проработки и перспективного финансового моделирования с учетом поставленной цели по улучшению экологии в целом.
Резюмируя выступление, заместитель исполнительного директора АГМП отметил, что общая направленность норм нового Экологического кодекса предполагает ужесточение требований, увеличение экологических платежей и штрафов, усиление контрольных функций уполномоченного государственного органа, значительно усложняет процедуру получения проектно-разрешительной документации, создает новые административные барьеры для системообразующих отраслей экономики Казахстана.
— Все вышеперечисленное, несомненно, приведет к значительному снижению инвестиционной привлекательности казахстанских промышленных активов и многократно увеличит экологическую составляющую себестоимости продукции, что в конечном итоге негативно отразится на конкурентоспособности наших предприятий на мировом рынке, — подчеркнул он.- К большому сожалению, проект нового Экологического Кодекса не предусматривает никаких стимулирующих механизмов к внедрению наилучших доступных технологий, замене оборудования, реализации дорогостоящих природоохранных мероприятий для обеспечения снижения воздействия на окружающую среду, отхода от принципа максимального сбора платежей от бизнес-среды, направления освобождающихся платежей на реальные механизмы природоохранных мероприятий внутри предприятия, установления целевого назначения экологических платежей в бюджетном законодательстве, четких и понятных правил по вопросам обращения отходов.
В заключение Ж. Алиев выразил надежду, что будет разработан нормативный акт, сбалансированный с точки зрения экологии, роста экономики и повышения благосостояния общества в целом.
Связанные истории
2 дня назад
( 20 ноября 2024 )