Угольная промышленность Казахстана – одна из базовых отраслей, от которой напрямую зависит энергетическая безопасность страны. Угольная отрасль обеспечивает выработку в Казахстане порядка 70% электроэнергии, стопроцентную загрузку коксохимического производства, полностью удовлетворяет потребности в топливе коммунально-бытового сектора и населения.
Это не просто стратегически важная для экономики отрасль, — она играет и значимую социальную роль. В отрасли работают более 30 тысяч человек, ряд предприятий являются градообразующими, поэтому отрасль служит надежной основой для социально-экономического развития регионов.
При этом у отрасли — большой потенциал развития. Так, прогнозируя перспективы энергетических рынков, международные эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на снижение доли угля в общем энергобалансе, с учетом того, что будет расти потребление энергии в мире, общий объем потребления угля будет, как минимум, не меньше сегодняшнего уровня, а в абсолютном выражении будет даже возрастать.
Вот почему, к примеру, в Российской Федерации развитию угольной отрасли уделяют пристальное внимание, оказывая всесторонние меры государственной поддержки угледобывающим предприятиям. Так, на днях российский президент поручил Правительству принять кардинальные шаги по улучшению состояния отрасли. В. Путин распорядился обеспечить синхронизацию планов развития международных пунктов пропуска, а также автомобильных и железнодорожных подъездов к ним с планами экспорта угля, поручил разработать план мероприятий по рекультивации отработанных угольных месторождений, проработать вопрос о выделении из федерального бюджета ассигнований на выполнение мероприятий по переселению жителей домов, расположенных на подработанных территориях ликвидированных шахт, представить предложения по корректировке порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых в отношении угля. Поставлена задача предусмотреть мероприятия по глубокой переработке угля в регионах его добычи. Глава РФ дал также конкретные поручения по регулированию социально-трудовых отношений, обеспечению промышленной безопасности.
Существенные меры поддержки предусматриваются и Программой развития угольной промышленности России на период до 2030 года, которая реализуется в соседней стране с 2014 года. В ней прописаны такие инструменты, как стимулирование создания необходимой для развития рынков российского угля транспортной и портовой инфраструктуры за счет софинансирования соответствующих проектов и региональных программ, стимулирование потребления высококачественных энергетических углей в электро- и теплоэнергетике и т. д.
Все эти вопросы актуальны и для казахстанских угольщиков, работающих в одном экономическом пространстве с российскими коллегами.
Перед отраслью в Казахстане стоит немало проблем как глобального, так и локального характера. Это и волатильность цен на топливо, и высокие транспортные издержки, и дефицит высококвалифицированных кадров, социальная защита шахтеров, будущее моногородов.
Вместе с тем угольная генерация испытывает на себе прессинг ввиду инициатив по активному развитию возобновляемых источников энергии, а также в связи с повышением экологических требований и обязательств Казахстана по снижению выбросов парниковых газов в рамках Парижского соглашения.
Насущный для отрасли вопрос — диверсификация экспорта угля, поиск новых рынков и новых маршрутов. Как известно, традиционным, сложившимся за последнее десятилетие рынком сбыта казахстанского энергетического угля является европейский рынок. Однако за последние годы в странах Европейского Союза были ужесточены экологические требования, сократилась генерация электроэнергии из угля, цена угля в Северо-Западной Европе с начала года упала на 33%. Эти обстоятельства обуславливают необходимость переориентации экспорта казахстанского угля на новые рынки сбыта: в страны Юго-Восточной Азии и Индийского субконтинента, Японию, Южную Корею.
Учитывая проблемы c доступом к услугам перевалки в морских портах Дальнего Востока РФ, одним из возможных решений задачи по обеспечению экспорта казахстанского угля на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является организация перевозок через Китай с использованием транзитного коридора из Казахстана в порт Ляньюньган через погранпереход Достык/Алашанкой.
Поэтому Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) обратилась к Правительству с просьбой оказать содействие в проработке с китайской стороной в рамках казахстано-китайской межправительственной комиссии, с участием уполномоченных государственных органов и организаций, правовых, тарифных, технических и технологических вопросов, необходимых для организации перевозок через КНР угля из Казахстана, экспортируемого в страны АТР через порт Ляньюнган.
Ощутимое влияние на угольную отрасль оказывают железнодорожные тарифы, поскольку для угля железные дороги – это практически безальтернативный вид транспорта. Однако в 2019 году в стране увеличились тарифы на пользование магистральными железнодорожными сетями (МЖС) и услугами железной дороги, а по отдельным экспортным направлениям повышение железнодорожных тарифов вкупе с тарифами на транспортировку угля железнодорожным транспортом в иностранном государстве, сделали экспорт казахстанского угля убыточным. В этой связи АГМП выступает за пересмотр тарифной политики КТЖ с тем, чтобы избежать дальнейшего повышения тарифов на услуги МЖС и локомотивной тяги. Один из путей сдерживания тарифов — использование дохода от транзита при формировании тарифов (по методу «единой кассы»).
Другой путь снижения затрат на транспортировку угля и цен на уголь для конечных потребителей на внутреннем рынке страны — стимулирование появления и развития частных железнодорожных перевозчиков. Примечательно, что частные перевозчики начали работать на отдельных маршрутах с 1 ноября 2018 года в пилотном режиме, в том числе по перевозке угля, и на сегодня имеют собственные локомотивы и вагоны. За короткий срок они уже успели продемонстрировать большую эффективность, достигнув снижения затрат на перевозки до 10% по сравнению с тарифами КТЖ.
Большие перспективы развития угольной отрасли связаны с глубокой переработкой угля и развитием углехимии (производством жидкого топлива, коксового газа, каменноугольной смолы и других продуктов). В общей сложности путем переработки угля можно получить более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля, а побочные продукты, получаемые на коксохимических заводах, превосходят стоимость самого кокса. Между тем, в 2018 году в Казахстане из угля было произведено 2 796 тыс. тонн кокса и полукокса, что составляет всего лишь 0,2% от общего объема добычи угля. Поэтому, с позиции АГМП, для экономического стимулирования глубокой переработки угля и развития углехимии в РК необходимо включить их в перечень приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов, утвержденный Постановлением Правительства РК от 14 января 2016 года.
Проводя параллель с Программой развития угольной промышленности России на период до 2030 года, следует отметить, что и для отечественной угольной отрасли необходимо разработка долгосрочной программы развития.
В связи с отсутствием четкой государственной политики по регулированию и развитию важной отрасли, АГМП на прошедшем в этом году Форуме угольной промышленности предложила разработать долгосрочную Стратегию развития угольной промышленности до 2040 года.
Ассоциация также инициировала внесение ряда дополнений и изменений в проект Дорожной карту по развитию угольной отрасли Республики Казахстан на 2019-2021 годы. К примеру, в числе первоочередных мер АГМП предложила включить в этот документ пункт об определении прогноза потребления угля энергопроизводящими предприятиями и коммунально-бытовым сектором, что позволит угольщикам более точно планировать горные работы, обновлять основное горнотехническое оборудование на долгосрочные периоды.
Вместе с тем, с текущего года в АГМП проводится работа по разработке профессиональных стандартов в угольной промышленности. В рамках проведенного анализа горно-металлургической отрасли республики определены востребованные виды деятельности, по которым разрабатываются профессиональные стандарты. В данный перечень вошли коксохимическое производство; добыча каменного угля открытым способом; добыча каменного угля подземным способом; обогащение каменного угля; добыча лигнита. Каждый профессиональный стандарт содержит в себе перечень профессий, охватываемых вышеперечисленными видами деятельности. В рамках разработки профстандартов устанавливаются основные трудовые функции, знания, умения и навыки, которыми должны обладать представители профессий.
Учитывая сегодняшнюю непростую экономическую ситуацию, в АГМП убеждены, что для дальнейшего наращивания производства, динамичного развития, повышения конкурентоспособности отечественной угольной отрасли, как и в соседней стране – партнере по ЕАЭС, необходима ощутимая и системная поддержка со стороны государства.
Ассоциация призывает Правительство и уполномоченное министерство обратить особое внимание на существующие в угольной отрасли нерешенные проблемы и вызовы, которая она переживает, и принять комплекс адекватных мер.
Пресс-служба АГМП