На вопросы ответил Дионисиос Ставракас — Директор по продажам корпоративных и цифровых решений компании Honeywell (Россия, Восточная Европа и Каспийский регион)
-Где, в каких отраслях востребованы VR/AR технологии?
Изначально технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), как правило, ассоциировались с индустрией компьютерных игр. Однако сегодня существует множество вариантов их применения в самых различных отраслях, следовательно, интерес к ним возрастает. Эти технологии очень востребованы в сфере профессиональной подготовки специалистов. Благодаря средствам VR и AR персонал осваивает выполнение сложных, рискованных операций в безопасных условиях. Проходить практическое обучение можно в удобное время и в удобном месте.
Тренажеры-симуляторы на базе VR и AR точно воспроизводят различные сценарии работы технологических установок, особенности промышленного объекта, помогают понять взаимное расположение оборудования в пространстве и оценить время, необходимое для той или иной операции.
Такие симуляторы незаменимы при подготовке полевого персонала, например, технических специалистов, обслуживающих оборудование на территории промплощадки. С их помощью можно отрабатывать поведение в редких (запуск установки после реконструкции) или аварийных ситуациях. Учебные тренажеры с VR и AR повышают мотивацию к обучению и эмоциональную вовлеченность. По оценкам Honeywell, благодаря технологиям, обеспечивающим эффект погружения, учебный курс можно сократить на 60%, при этом спустя три месяца сотрудники смогут воспроизвести в два раза больше изученной информации.
Также технологии дополненной реальности начинают использоваться в носимых устройствах, разработанных для повышения компетенций производственного персонала. Такое устройство может выглядеть как небольшой дисплей, прикрепленный к оголовью. Они обеспечивают сотрудникам легкий доступ при помощи голосовых команд к инструкциям и рекомендациям, которые могут понадобиться для ремонта или обслуживания оборудования. Кроме того, такая гарнитура оснащена камерами, позволяющими техническому специалисту получать помощь от удаленных экспертов, которые могут видеть именно то, что видит сам специалист. С помощью технологий дополненной реальности сотрудник также может найти необходимые элементы установки, «увидеть насквозь» некоторые узлы, дорисовывая в виртуальном пространстве то, что скрыто корпусом шкафа или станка. Носимые устройства с AR/VR-технологиями способны повысить продуктивность персонала на 15% и сократить количество потенциально опасных ситуаций на предприятии на 30%.
Еще одна сфера, в которой могут пригодиться VR/AR технологии — разработка новой продукции, хотя Honeywell пока не занимается этим сегментом. Виртуальные инструменты позволяют находить новые решения и проводить испытания до запуска реального производства – тем самым можно повысить эффективность работы предприятия и гарантировать выпуск лучшей продукции, которая точно будет соответствовать потребностям конечного пользователя.
— Сочетание технологий AR/VR и цифровых двойников. Что это может дать?
Средства дополненной и виртуальной реальности могут привнести новые возможности в работу с цифровыми двойниками (хотя и не все с этим согласятся). В основе цифровых двойников лежат симуляция, интернет вещей и визуализация. Технологии дополненной и виртуальной реальности позволят работать с данными цифровых двойников совершенно новым способом — с появлением VR и AR взаимодействие с моделью больше не будет ограничено двухмерным пространством компьютерного экрана. Визуализация виртуальной модели средствами VR и AR в сочетании с оперативным обновлением данных, полученных по каналам интернета вещей, кардинальным образом изменит принципы эксплуатации, обслуживания и ремонта в рамках жизненного цикла изделий.
-Почему эти технологии долгое время не находили практического применения? Связано ли это только с техническими ограничениями?
Когда технологии дополненной и виртуальной реальности только начинали применяться, возникали некоторые сложности, связанные с необходимостью обеспечить физическую защиту пользователя в системах с эффектом полного погружения. В силу особенностей сенсорных систем организма, у человека может возникать ощущение укачивания, кроме того, VR и AR не передают тактильные ощущения и только частично создают звуковые образы. Несмотря на эти ограничения, оборудование имело высокую стоимость, возникали сложности с масштабируемостью решений. Когда VR и AR только зарождались, на рынке отсутствовали какие-либо стандарты, технологии быстро развивались и изменялись, в результате инструменты с использованием виртуальной и дополненной реальности почти моментально устаревали и становились непригодными для дальнейшего применения.
Сейчас большинство перечисленных проблем уже удалось преодолеть, поэтому и скорость внедрения виртуальных средств возросла.